Почему самый русский вид народного творчества мало изучен?

Реклама
Грандмастер

Рисованный лубок — одна из самых малоизученных и редких форм народного творчества. Его возникновение и распространение пришлось на XVIII−XIX века, когда роспись по дереву, печатные картинки уже прошли пик популярности.

В XVI−XVII веках широкое хождение имели простовики, печатные оттиски примитивных картинок с пояснениями. Их также называли «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». Их широкому распространению способствовали офени, разносящие картинки по самым отдаленным уголкам России.

Оттиски отправлялись в артели, где раскрашивались вручную. Но это были листы массового производства. Рисованный лубок исполнялся мастерами вручную, поэтому работы неповторимы. Художники зачастую выходили из среды иконописцев, переписчиков книг. Производство картинок сосредоточилось в северных районах, в старообрядческих монастырях. Также их изготавливали в Подмосковье и Москве.

Реклама

Частью сюжеты заимствовали из печатных лубков, но есть и совершенно уникальные работы.

«Песнопение «Единородный Сын Слово Божие» конца XIX века создан неизвестным художником. Он содержит церковное песнопение на литургию Иоанна Златоуста. Примечателен тем, что текст записан на крюковых нотах. Знаменное, или крюковое, письмо возникло на Руси в XI, начале XII веков. Это безлинейная запись нот с помощью символов, напоминающих крюки.

Много работ связано с историей старообрядческого движения. В частности, сюжеты, посвященные соловецкому восстанию 1668—1676 годов — выступлению монахов Соловецкого монастыря против реформы патриарха Никона. Взятие Соловецкого монастыря воеводой Мещериновым и расправа с непокорными монахами после сдачи крепости нашли отражение в целом ряде настенных картинок.

Реклама

Интересно, что на авторских лубках рисунки исполнялись в форме последовательного рассказа. По форме это очень напоминает современные комиксы. Каждый эпизод сопровождается текстовым пояснением. Мы видим обстрел монастыря, штурм стрельцами крепости, выход монахов с надеждой на милость, расправу над участниками восстания, отправку гонца к Мещеринову. В центре композиции запечатлен царский воевода Иван Мещеринов — как олицетворение зла.

Картина Куликовской битвы художника И. Г. Блинова — редкий вид отображения исторического события в народном творчестве. В основу текста положено «Сказание о Мамаевом побоище», заимствованное из Синопсиса — сборника рассказов по русской истории, изданного в конце XVII века. (

Реклама
См. иллюстрации в галерее).

На картине есть сцена сбора русских князей, съезжающихся к Москве по зову великого князя Дмитрия Ивановича. От Москвы войска идут к Коломне, где проводят смотр. В этом фрагменте автор использует интересный прием — зрители созерцают картину сбора сверху, панорамно. В центре композиции — единоборство богатыря Пересвета и великана Челубея, чуть ниже богатыри изображены убитыми. Далее картина самой битвы, русские и ордынские всадники сошлись в бою. Наконец, шатер Мамая, где он выслушал весть о поражении, его побег. Тут же и Дмитрий Иванович, оплакивающий погибших.

Очень много картинок с нравоучительными рассказами: «Трапеза благочестивых и нечестивых», «Наказание Людвигу ланграфу за грех стяжания», «Смерть праведника и грешника», «Душа чистая», «Аптека духовная» и др.

Реклама

Именно рисованный лубок стал самой русской формой народного творчества. Созданный как синтез рукописной книжной традиции и примитивного лубка, он создавал новые формы. Догматичные представления старообрядчества не терпели заимствований, сохраняя русские представления о форме и содержании. Из книжного искусства в лубок пришло сочетание картинок и текста, предтеча современных комиксов.

Этот вид народного творчества не был предметом специального коллекционирования, поэтому достаточно редок в музейных собраниях. Самое большое количество экземпляров, 152 предмета, содержит Государственный Исторический музей.

Реклама