В германо-скандинавской мифологии норны предстают в образе трёх женщин.
- Одна из них, старуха по имени Урд, символизирует прошлое, или судьбу.
- Вторая, женщина средних лет Верданди — настоящее, или становление.
- Третья, юная Скульд — будущее, или долг.
Норны — волшебницы, наделённые даром определять судьбы людей, богов и всего мира. Германо-скандинавские предсказательницы аналогичны древне-греческим мойрам Клото, Лахесис и Антропос и паркам из древнеримской мифологии, которых зовут Нона, Децима и Морта.
Норны действуют согласно единому вселенскому закону — Орлога. Они прядут пряжу, из которой плетут нити судьбы. И никто не знает, из чего сделала та пряжа и когда они успевают обрисовать судьбы всего сущего.
Как известно, в сказках ход времени не соответствует земному, поэтому можно предположить, что норны многое успевали.
Скульд, например, вместе с валькириями, девами-воительницами, участвовала в земных боях, определяла, кому из воинов предстоит пасть в сражении.
Урд, помимо плетения нитей, охраняла молодильные яблоки, растущие на Мировом дереве. Эти яблоки имела право срывать только богиня Идунн. Она выдавала яблоки асам, чтобы они были бессмертными.
В работу норн входил и уход за Мировым деревом: они поливали из источников его корни и подсыпали плодородную землю, чтобы дерево всегда было зелёным.
Часто упоминается, что в источнике Урд жили два лебедя, о которых заботились норны. От этих лебедей произошли все земные лебеди. Считалось, что норны, надев лебединое оперение, появлялись среди людей, предсказывали им судьбы и давали мудрые советы.
К норнам каждый день приходили боги. Они любили беседовать с ними и слушать их предсказания.
Вот как описаны норны в Старшей Эдде (перевод В. Тихомирова):
Там же явились три девы-провидицы, там поселились под древом они: первая Урд, Верданди тоже (резали жребья), а третья Скульд: судьбы судили, жизни рядили, всем, кто родится, узел нарекали…
Интересно, что читая мифы, наталкиваешься на некоторые противоречия. Например, с яблоками: здесь Мировое дерево — ясень, как же на нём растут яблоки? Наверное, вся хитрость в том, что миф — как сказка, в нём возможно всё.
Но, невзирая на противоречия, суть заключается в том, что посредством мифов древние выстраивали, и притом достаточно логически, увязанную картину мироустройства
.Возможно, первые разумные существа (которых создали боги) были намного развитее современного человека. Вспомним про хранящееся во льдах семя жизни. Кто его знает, какой носитель информации там хранился — ДНК-код или что-то, что нам ещё и не снилось.
И когда благодаря этому «семени» появилось живое существо, оно могло обладать огромной информацией о прошлых высокоразвитых цивилизациях на Земле, и не только на ней. Со временем древним людям надо было как-то преподнести структуру Вселенной, вот и возникали мифы, которые с веками обрастали фантазиями взрослеющего человечества.
Такие вот появились у меня фантазии при чтении мифов.
Некоторые мифологи пишут, что пряжу волшебницы делают из облаков и туманов, стелющихся по горным вершинам. В этом моменте столько вариантов! Миф, он ведь и есть миф. А почему бы не предположить, что норны брали кудель для своей пряжи из морской пены и солнечных лучей, из росы и сока растений, из трав и лепестков цветов, из паутинки и шерсти животных…
Вернёмся к мифологическим норнам.
Иногда норн представляют как тройственную богиню, при этом главной является Урд, как несущая память и мудрость прошлого. Две другие — её ипостаси: Верданди воплощает плодородие, материнство, а дева Скульд — разрушительную силу, она перерезает нити человеческих жизней.
Некоторые исследователи предполагают, что норны происходят от саамских богинь судьбы — Сарахкки, Юоксаахкки и Уксаахкки.
Внешний вид норн также описывается по-разному: то как неряшливо одетых женщин, полностью погружённых в свою работу, то как красивых волшебниц-предсказательниц.
Думается, второй вариант — более поздний. Тогда люди начали относиться к мифам как с сказкам и появилась красочность в описаниях.
Кроме того, существовало поверье, что каждый человек имел свою норну, которая отвечала за его судьбу. Личные норны были сродни духам-покровителям, которые присутствовали при рождении человека и оберегали его на жизненном пути.
Со временем люди начали верить, что предсказания норн — не окончательный вердикт, и человек способен сам творить свою судьбу. В этом моменте прослеживается мысль о неизведанных и неограниченных возможностях человека, о представлении его как части единого сущего.
В Средние века и намного позднее норны не потеряли своей популярности.
Открытый в 1876 году астероид был назван Урд, в честь старшей норны. Открытый в 1906 году — Вернанди, в честь норны, олицетворяющей настоящее.
В сказке «Спящая красавица» норны являются прототипами трёх волшебниц-фей, предсказывающих судьбу принцессе, а в трагедии Шекспира «Макбет» они выступают в роли трёх ведьм-вещуний.
В опере Рихарда Вагнера «Гибель богов» норны предсказывают судьбу мира и богов.
И в заключение — кратко об основном предсказании норн, об окончании золотого века.
Урд предсказала, что жажда наживы и золота овладеет сердцами людей, и золотой век окончится. Вернанда добавила, что люди будут обманывать и убивать друг друга ради золота. А Скульд, ведающая будущим, сказала, что пройдёт время, и золото потеряет власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы.
Старшая норна продолжила предсказание, она заявила, что золото ослепит не только людей, но и богов, и они тоже будут враждовать между собой. Средняя добавила, что великаны начнут войну с богами, в результате погибнут и боги, и великаны. Третья норна сказала, что всё так и будет, но в живых останутся те боги, которые не нарушали клятв и остались чисты, они будут управлять новым счастливым миром.
Реклама
Так и происходит в мире: одни цивилизации сменяются другими, одни боги приходят на смену другим. Так и будет продолжаться, пока жива наша планета.