Как много в ней открытий чудных!.. или За что я люблю оперу?

Реклама

Несколько лет назад опера казалась мне чем-то прекрасным и таинственным, но настолько высоким и далеким, что близко подойти было страшновато: я думала, что до такого серьезного искусства мне еще расти и расти, а может, никогда и не дорасти.

Так уж получилось, что познакомилась с оперой я только в 18 лет. Произошло это как-то спонтанно и даже случайно, но, видимо, это был один из тех поворотов судьбы, которые планируются нашими ангелами-хранителями.

Мне так понравилось!.. Я была просто в восторге. Но восторг этот, честно признаться, был вызван всего лишь игрой одного артиста, а музыка как-то мимо ушей пролетела. Но, тем не менее, мне захотелось еще… Еще посмотреть на этого артиста, но уже в других образах.

Реклама

Так и втянулась. Постепенно привыкла, начала слышать музыку. Это было удивительное ощущение: как будто открывались двери в новый мир. И чем больше этот мир узнаешь, тем больше поражаешься его богатству и неисчерпаемости.

Что же такого прекрасного я нахожу в опере?

1. Музыка

Она рождается из дыхания флейтиста и трепета струн под пальцами скрипача, из грома литавр и хрустальной нежности арфы… И если говорить об опере именно в театре, а не в записи, то еще очень важно, что это музыка живая. Не усиленная и не искаженная техническими средствами, она рождается здесь и сейчас, и она неповторима в каждое мгновение своего полета над зрительным залом.

Но самый главный и самый удивительный музыкальный инструмент в опере — это человеческий голос, способный так тонко выражать мельчайшие оттенки эмоций и настроений, что просто дух захватывает! Он может звучать тихо-тихо, но каждое слово будет долетать до самого последнего ряда; а может звучать так сильно, что кажется, будто воздух около ушей вибрирует и его можно потрогать.

Реклама

2. Артисты

Опера — это театральное действие. Дают жизнь героям и оживляют сюжет артисты, и среди них встречаются ну очень яркие личности!

Кто-то обладает сумасшедшим темпераментом: ему ничего не стоит вселить в тебя желание встать, выбежать на сцену и сражаться против полчища врагов. А кто-то своей нежностью и лиричностью пробуждает такие тонкие чувства, о существовании которых до этого можно было и не подозревать.

Артисты разные и на поклонах: кто-то очень любит цветы и аплодисменты, воспринимает их как должное и может долго раскланиваться; а кто-то немножко стеснителен, вечно прячется за спинами коллег, старается поскорее ускользнуть за кулисы, а от горячих оваций просто тает, преисполненный искренней благодарности.

Реклама

За артистами так интересно наблюдать! Со временем начинаешь ходить в театр, словно в гости: узнать, как там поживают твои «друзья» и что у них новенького.

3. Театральная атмосфера

Благодаря современным достижениям техники и богатому ассортименту музыкальных магазинов, можно наслаждаться оперой и дома. Но театр — это особая атмосфера, которая не дает отвлекаться ни на какие посторонние дела и стремительно увлекает в свой мир. Театр — это живое волшебство здесь и сейчас.

Мне очень ярко запомнился один случай. В конце оперы «Иоланта», в то время как герои на сцене дружно славили победу любви и света, в зале начало светлеть… Такого не бывает, это не по правилам, ведь свет загорается после того, как отгремят овации и опустится занавес! Но это было так уместно, так прекрасно: не только сцена, но и весь зрительный зал оказался залит ярким светом, и чистая радость расцвела улыбками на лицах зрителей. Даже самая продвинутая техника не подарит подобных ощущений, потому что дома у тебя нет такого количества товарищей по счастью — свидетелей того же чуда, во власти которого пребываешь и ты.

Реклама

4. Легендарные персонажи

Когда я впервые шла слушать великую оперу Жоржа Бизе, я знала очень немногое: что Кармен — это знаменитая цыганка, роковая красавица, которая поет о том, что «у любви, как у пташки, крылья». И всё. Я понятия не имела о существовании некоего дона Хозе, благодаря которому Кармен вот уже вторую сотню лет живет на сцене и умирает там же.

Дальше — больше. Оказалось, что за легендарными именами и красивыми словами («Мадам Баттерфляй», «Травиата», «Риголетто» и др.) кроются такие страсти, такие судьбы!.. И теперь, когда слышишь где-то эти имена, в памяти всплывают целые миры, и ассоциации возникают другие — более тонкие, нежели раньше.

И ты знаешь, почему Фигаро то тут, то там; и понимаешь, о чем плакала Ярославна; и сквозь слезы смеешься вместе с паяцем…

Реклама

5. Литература

Зачастую оперные сюжеты берутся из литературных произведений, и после знакомства с той или иной оперой может возникнуть желание глубже понять суть дела. Почитать «Даму с камелиями» А. Дюма-сына после «Травиаты», поплакать над романом В. Скотта после «Лючии ди Ламмермур», повосхищаться проделками Фигаро в пьесах Бомарше и по-новому взглянуть на знакомых со школьной скамьи «Евгения Онегина» и «Пиковую даму».

Нередко во время знакомства с литературными первоисточниками выясняются удивительные вещи: дочь, попав в оперу, превращается в сестру, кого-то вместо психушки отправляют на тот свет… Могут измениться имена, появиться новые персонажи, но это даже любопытно: сравниваешь две истории (оперную и литературную), и они мирно сосуществуют в сознании — почти параллельно, в чем-то дополняя друг друга.

Реклама

6. Настроение

Зачастую в опере все заканчивается совсем не так, как втайне мечталось: любимые герои, горькая судьба которых предначертана в либретто, погибнут на твоих глазах, и с этим ничего не поделаешь. Однако на душе после пережитого становится так легко!..

Многие виды искусств, гармонично соединившись в опере, совместно оказывают необыкновенно мощное воздействие, заставляя искренне сопереживать героям, тем самым очищая душу от мелких жизненных разочарований и тревог. И мир снова кажется прекрасным, хочется творить доброе и светлое, и за спиной вырастают невидимые крылья вдохновения.

Пусть такие же щедрые, как опера, друзья всегда сопровождают вас по жизни! И пусть ваш мир наполняется новыми яркими красками, а в душе звучит прекрасная музыка!

Реклама