В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.
Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал:
«Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».
Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали:
Дитятко мое, мушка,
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пара тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася.
(Калужская губерния)
После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней:
Ай, на горе мы пиво варили,
Ладо моё, Ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все в круг соберёмся;
Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся!
К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф
Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России:
«Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».
Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир.
По другой версии, реконструкции похоронных обрядов имели охранительный, «отгонный» характер. Ритуалы, связанные со смертью, тематика детских игр, колыбельных песен — своеобразный оберег, попытка обмануть смерть.