Учитывая, сколько неприятностей случилось в процессе производства этого знаменитого фильма, даже странно, что «Челюсти» всё-таки вышли в прокат.
Когда экспертам по акулам было поручено отснять материал о том, как белые акулы атакуют клетку с человеком (знаменитый эпизод с участием Ричарда Дрейфусса), выяснилось, что в реальности акулы намного меньше размером, нежели тот «бегемот», которого описывал сценарий. Спилберг решил выкрутиться экстравагантно — он нанял для этой работы… жокея.
И правда, если акула маленькая, то нужно лишь уменьшить в размерах и ее жертву. И вуаля — масштаб трагедии сохраняется! Беда в том, что жокей-каскадер вообще не имел опыта подобных съемок: раньше он дублировал детей (в сценах с лошадьми) на телевидении! Беднягу с трудом уговорили залезть в тесную клетку, затем в холодную воду и ждать, когда вокруг соберутся кровожадные акулы.
Ну и апофеозом глупости стала чья-то мысль о том, что люди маленького роста потребляют меньше воздуха, поэтому недоделанному дайверу вручили кислородные баллоны вдвое меньшего размера. В результате чего после нескольких дублей он дышал словно рыба, выброшенная на берег, и наотрез отказался погружаться в воду повторно.
До сих пор все фильмы про акул и другие подобные ленты снимались исключительно в огромных павильонах с водой, однако Спилберг был настроен серьезно и решил работать только на открытой воде, то есть вывезти съёмочную группу к настоящему океану. Как отмечал сам режиссер впоследствии,
«он был наивен и глуп, а также слишком молод и амбициозен, чтобы оценить возможные риски подобного решения».
Во многом именно этот маневр стал настоящей катастрофой для съемочного процесса, однако картинка действительно получилась реалистичной.
Разумеется, снимай Спилберг кино в голливудском павильоне, он бы никогда не узнал, что электрическая начинка невероятно сложного макета белой акулы, специально созданного для «Челюстей», в соленой океанской воде функционировать не сможет. По словам техников фильма, как только акулу погрузили в воды Атлантики, всё что в ней было электрического — стало планомерно разрушаться. И специалистам по эффектам пришлось срочно вносить в конструкцию «монстра» изменения.
Роберт Шоу, сыгравший Куинта, матерого охотника за акулами, заслужил восторженные отзывы зрителей и критиков, однако для его партнера по фильму Ричарда Дрейфусса работа с представителем классической британской актерской школы стала настоящим испытанием на прочность. Даже автор романа Питер Бенчли, также постоянно присутствовавший на площадке, старался избегать Шоу, ибо
человеком он был непредсказуемым — мог и в дыню дать, мог и обнять безо всяких на то причин.
К тому же за актером водился и иной грешок — он любил заложить за воротник, да так, что помощникам режиссера было предписано следить за тем, чтобы он не шлялся по местным барам. Что касается знаменитой речи его персонажа, то Шоу не смог выдать ее с первого дубля, так как был в стельку пьян. Спилбергу пришлось приостановить съемки фильма до момента, пока актер протрезвеет.
В защиту актера скажем лишь, что на следующий день Шоу дико извинялся за свое поведение и включил всё свое мастерство, о чем свидетельствует финальная версия этого эпизода, вошедшая в фильм.
Корабль «Орка», на котором находились главные герои фильма, утонул не только по сценарию, но и на самом деле. Слава Богу, никто из членов съемочной группы «Челюстей» не ушел на дно Атлантического океана, однако, несмотря на все старания, была утеряна часть ценного звукового оборудования. Вот еще «преимущества» съемок на натуре.
Само собой, все вышеуказанные потери (а механическая акула тоже периодически норовила уйти на дно, заставляя технических специалистов фильма седеть в подмышках) не могли не сказаться на общем времени, затраченном на съемки картины. Не говоря уже о бюджете «Челюстей», который в итоге был превышен более чем в 2 раза — с 3,5 миллионов долларов до 8 миллионов. Первоначальный срок составлял 55 дней, окончательный — 159 съемочных дней.
Спилберга осаждали чуть ли не ежедневно с одним-единственным вопросом: «Когда мы закончим?» По словам Дрейфусса, он еще ни разу не видел, чтобы режиссеру удавалось в течение трех месяцев кряду успешно отбивать набеги: многие либо бросали начатое к чертям, либо по-быстрому сворачивали проект. Однако Спилберг был настолько уверен в конечном результате, что продолжал бороться за свой фильм до последнего.
Если рядовые члены съемочной группы просто ворчали за спиной, то актеры, в особенности звезды в лице Роберта Шоу и Роя Шайдера, открыто высказывали свое недовольство задержками, негодуя по поводу упущенных возможностей (другие роли) и времени, которое они могли бы провести с семьей или где угодно, только не на этой чертовой лодке! Шайдер однажды и вовсе психанул: швырнул поднос с обедом на палубу, накричал на Спилберга и излил на присутствовавших всю свою злость, накопленную за месяцы съемок «Челюстей».
Не исключено, что причиной всех этих задержек и дополнительных растрат была вовсе не неопытность Спилберга, а его желание снять всё идеально. Режиссерский перфекционизм. Продюсеры фильма осознали этот факт слишком поздно, чтобы что-то изменить, и всем, начиная от актеров и заканчивая последним мальчишкой на побегушках, приходилось делать всё так, как того желал режиссер.
Разумеется, как мы уже знаем, все эти мытарства окупились сторицей. Игра стоила свеч. Об этом свидетельствуют невероятные по тем временам финансовые результаты (лента первой в истории Голливуда сумела преодолеть планку в 100 миллионов долларов кассовых сборов), три завоеванных Оскара и неофициальный статус первого «летнего блокбастера».