На первый взгляд может показаться, что разобраться в русской культовой архитектуре, оставившей за 10 веков существования сотни самых разнообразных церквей и монастырей, простому человеку невозможно.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что первые шесть веков, то есть с X по XV век, оставили после себя не так уж и много каменных памятников. Лучше всего сохранились церковные постройки Пскова, Новгорода, Владимира и Москвы.
С XVI века начинается настоящий строительный бум, ибо в обиход вошёл кирпич, и здесь уже наблюдается огромное разнообразие и форм, и размеров, и стилей.
Чтобы не потеряться среди них, давайте разделим все интересующие объекты по принадлежности их к заказчику и назначению. Такое деление хотя условно, но понятно и логично.
Монастыри и соборы
За монастырскими и городскими архиерейскими соборами стояло высшее духовенство и высшая светская власть.
Поскольку назначение этих сооружений не изменилось, то и форма, и композиция, и даже декор, канонизированные 1000 лет назад, почти не менялись вплоть до нашего времени.
Посадские и купеческие церкви
Начиная с XVII века получили широкое распространение посадские церкви, архитектура которых чаще была типовой для данного региона, хотя порой и следовала за модой. Мода на архитектуру, спросите вы? Конечно, это было всегда.
Царь или князь пытался выделиться, а приближённые подражали, и не только в причёсках и одежде. Тон задавали Москва и Питер, а провинциальное зодчество что-то от них воспринимало, а что-то переиначивало на свой лад, приспосабливая к местным условиям и традициям.
Финансировали строительство посадских церквей всем приходом (церкви «уличанские», «кончанские», сельские). Но главную роль играло нарождавшееся купеческое сословие, ибо нувориши всегда склонны к желанию так или иначе выделиться и заявить о себе.
Усадебные церкви
Эпоха Петра I привнесла огромное разнообразие композиционных и декоративных решений, надёрганных из Европы, и породила усадебное строительство, за которым стояло новое дворянское сословие.
Самые разнообразные и замечательные церкви и усадебные ансамбли появились именно в XVIII веке. Если раньше на первом месте в усадьбе была церковь, то теперь рядом с ней, а то и вместо неё, появляется дворец. Дворцовая гражданская архитектура вытесняет культовую как в усадьбе, так и в городе.
Уже к концу XVIII века публика ударилась в античность, то бишь классицизм, где главной проблемой стал вопрос: «Сколько колонн на портике желаете, сэр?»
При этом творческое начало постепенно отходило на второй план, а на первый выходили чисто инженерные и экономические проблемы — как построить быстро и дёшево.
В конце XIX — начале XX вв. классицизм уступает место новой волне поисков «национальных корней». Далее революция и разрушение всего, что было построено до неё. Война объявлена не только дворцам, но и церквям.
После Великой Отечественной войны наступает отрезвление и начинается реставрация разрушенных церквей, но не как культовых сооружений, а в качестве музейных зданий.
Но на первом месте у архитекторов в это время — метро и сталинские высотки. Тоже своего рода храмы. И пирамидальная их композиция, и вертикализм питаются всё теми же идеями.
Эпоха Сталина заканчивается в 1953 году, оттепель, застой, перестройка, и всё заканчивается банальным переворотом 1991 года. Полная смена идеалов, деградация общества, хаос.
Опять начинается игра в Православие и массовое строительство самых разных культовых реплик, правда, уже по современным строительным технологиям.
Строительство храма в прежние времена — это всегда был шаг в неведомое, попытка создать что-то новое как с точки зрения конструктивной, так и с эстетической. Ныне это всего лишь «промышленное и гражданское строительство»…
Не всем православным храмам так повезло, как этим, сохранившимся. В поездках по стране встречались те, что уже в руинах, и те, что на грани разрушения. Некоторые из них пытаются восстанавливать, и процесс, хотя и медленно, годами, но движется.
Некоторым повезло меньше, и они печально доживают свою жизнь.
Но не будем о грустном. Посмотрите лучше еще фотографии красивых храмов России. Все ж памятная дата сегодня, День Крещения Руси. А храмы — культурное и архитектурное наследие
этого события.