Герои фильма проходят чередой. Их много. Жизнь каждого — как отдельный «бумажный дом»: хрупкий, уязвимый, лёгкий, ненадёжный и порой недолговечный.
Событий очень много, всё происходит быстро, отвлекаться нельзя — можно мгновенно упустить линию сюжета. Музыка — ритмичная, подстёгивающая эмоции. Персонажи — яркие, узнаваемые, но одновременно — совершенно непредсказуемые. Зрителя словно заставляют плыть в стиле баттерфляй: пауза между острыми моментами в сериале длится ровно столько, сколько необходимо, чтобы успеть сделать глоток воздуха. И — опять «под воду схватки».
Начинает одолевать задор, когда не удаётся угадать, как дальше будут развиваться события. Приятно ошибаться вновь и вновь. Мы ведь привыкли, что знаем всё наперед? Вплоть до последней мелочи. И вдруг!
Многие писатели, в том числе классики уровня Чехова и Толстого, позже признавались, что далеко не всегда им удавалось полностью контролировать героев своих произведений. Иногда приходилось, как бы парадоксально ни звучало данное заявление, просто наблюдать и отслеживать события, послушно фиксируя их на страницах рукописи. Выдуманные, «бумажные», как сказали бы сейчас — «виртуальные», персонажи на определённом этапе внезапно становились вполне себе самостоятельными личностями. Они переставали подчиняться писателю и начинали жить своей собственной жизнью, позволяя человеку, который их придумал, только наблюдать за собой со стороны и записывать — фиксировать происходящее. Складывается впечатление, что герои фильма — тоже из числа «непослушных».
Так о чём же сериал «Бумажный дом»?
О том, что нет людей изначально хороших и плохих? А каждый миг — «как миг последний»? Что всегда на жизненном пути есть развилка: куда повернешь, так и закрутится дальнейшая судьба?
Или наоборот: «дороги, которые мы выбираем» — лишь иллюзия выбора? «Если вы хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах», — утверждает Вуди Аллен. Тогда имеет ли смысл вообще строить планы?
Сериал — пример, как могут разворачиваться события, если план, ведущий к успеху предприятия, не один. Когда Организатор придумал их большое количество. План — словно многоступенчатая ракета. Потому что Организатор — очень-очень умён.
- Все съёмки во внутренних интерьерах — студийные.
- Снимать фасад учреждения, которое по сценарию грабят — «Королевского монетного двора Испании» — власти не разрешили. Пришлось заменить его на другой — здание «Высшего совета по научным исследованиям» («Академия наук»).
Возможно, этим создатели сериала хотели донести до зрителей мысль: «ботаники» тоже хотят стать богатыми?.. А вот смогут ли?