Как снимали эпический боевик «300 спартанцев»? Кровь и кубики

Реклама
Грандмастер

Слова «Спарта» и «спартанцы» звучат с экрана каждые полторы минуты, однако авторы фильма никогда не претендовали на историческую достоверность, что дополнительно подтверждается документальной лентой «300 спартанцев: Факты или фикция?», выпущенной в составе специального подарочного DVD.

Общеизвестно, что «300 спартанцев» большей частью базируются на одноименном комиксе Фрэнка Миллера 1998 года. В документальной ленте Миллер признается, что внес значительные коррективы в историческую реальность, а режиссер Зак Снайдер добавил свое авторское видение. Снайдер соглашается с тем, что его целью было создание блокбастера для широкой зрительской аудитории, визуально эффектного и динамичного фильма, а не стандартного исторического эпика.

Реклама

Даже голос за кадром, принадлежащий персонажу Дэвида Уэнэма, не может претендовать на достоверность, ведь целью героя является сплочение нации против внешнего врага, а не историческая объективность. В частности, это касается «Бессмертных», которые вовсе не были демонами, а живыми людьми, профессиональными воинами персидской армии. Однако с расистской точки зрения спартанцев, их три сотни сражались не с батальонами прекрасно обученных бойцов, но с полчищами уродливых монстров.

Разумеется, выход картины вызвал бурю негодования в СМИ Ближнего Востока. Заголовками вроде «Голливуд пошел войной на Иран» они возмущались монструозным изображением своих предков.

Реклама

По мнению историков, причиной падения спартанской цивилизации стал полный отказ ее жителей следовать ветру перемен. Несмотря на отличный уровень боевой подготовки, культурно спартанцы были замкнуты. К примеру, они отказывались чеканить деньги. В результате остальные древние греки отказывались с ними торговать, и многие вещи спартанцы были вынуждены изготавливать сами либо выменивать на невыгодных для себя условиях. К тому же к окружающим они относились столь же жестко, как и к самим себе, наживая себе больше врагов, чем они могли позволить.

По сценарию большинство мужчин должны были весь фильм ходить с голым торсом. Вот почему ведущие актеры были вынуждены в течение 8 недель перед началом

Реклама
съемок фильма проходить усиленную программу тренировок под руководством известного альпиниста Марка Твайта, обладателя многих мировых рекордов. Тренировки были разнообразные и редко повторялись, так что тело не успевало привыкнуть к нагрузкам. По словам Джерарда Батлера, эти тренировочные недели, а занимался актер минимум по 4 часа ежедневно, вымотали его так, как ничто в его жизни, а Твайт утверждал, что выжал из актеров максимум физических возможностей.

Реклама

А вот с растительностью на лице авторы не угадали: в фильме некоторые спартанские мужчины носят аккуратные бородки или вовсе не имеют волос на лице. На самом деле по древнегреческому обычаю стрижка бороды не приветствовалась, если только дело не касалось «гражданских», коих и за людей-то в Спарте не считали. Подровнять бороду разрешалось лишь в случае траура, а еще таким образом метили трусов.

Известные фразы, использованные в фильме, действительно в том или ином виде ранее звучали из уст исторических персонажей.

Так реплика «Возвращайся со щитом или на щите» — расхожее напутствие спартанских женщин, отправлявших на войну своих мужей и сыновей. По обычаю павших воинов приносили с поля боя на щитах. Возвращение со щитом означало, что воин не струсил в бою и не бросил свой тяжелый щит, чтобы быстрее покинуть поле битвы.

Реклама

Фраза «Тогда мы будем драться в тени» прозвучала из уст спартанского военачальника Дайнекиса, когда ему угрожали вражескими стрелами. Королева Горго (Лина Хиди) действительно говорила: «Потому что только спартанские женщины рожают настоящих мужиков», — но не в адрес персидского гонца. По мнению греческого историка Плутарха (его труд «Уничтожение спартанцев»), эта реплика прозвучала в ответ на вопрос одной афинской госпожи: «Почему спартанские женщины могут спокойно разговаривать в присутствии мужчин?» А вот последние слова Леонидаса звучали как «Сегодня мы поужинаем с Аидом», а не «Сегодня мы поужинаем в аду».

Реклама

Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы экранизация комикса «300 спартанцев» вошла в историю кинематографа. Уникальный стиль картинки был создан на этапе пост-продакшна и получил название «краш». По словам продюсера Джеффри Сильвера, эффект достигался за счет изменения гаммы изображения и усиления красок и контрастности.

Реклама
  • Всего в ленте более 1500 монтажных склеек, а на 1300 кадров с визуальными эффектами приходится более 8000 спецэффектов. В общей сложности над фильмом потрудились 10 компаний по созданию визуальных спецэффектов, штаб-конторы которых расположены на трех континентах.

Учитывая всё это, боссы студии Warner Bros. надеялись, что «300 спартанцев» смогут достичь результата другой экранизации комиксов Фрэнка Миллера — криминальной ленты «Город грехов» (158 миллионов кассовых сборов). И были крайне удивлены, когда работа Зака Снайдера заработала в мировом прокате более 450 миллионов долларов, т. е. в 3 раза больше! И это при том, что студия изначально хотела снять фильм с рейтингом PG-13, но Снайдер настоял на менее популярном (с точки зрения финансов) «взрослом» рейтинге R.

Реклама

Часть оружия в фильме уже использовалась на съемках блокбастеров «Александр» (2004) и «Троя» (2004). Реквизит был позаимствован с целью снижения затрат на производство. Однако не только мечи и копья были повторно задействованы в ходе съемок: вскоре после выхода фильма в прокат произошел скандал, касавшийся саундтрека, написанного композитором Тайлером Бейтсом.

Реклама

Кто-то намекнул, что музыка Бейтса слишком многое «одолжила» у мелодий Эллиота Голденталя из кинофильма «Тит — правитель Рима» (1999). В частности, композиция Бейтса «Помните нас» местами идентична финальной композиции Голденталя, а трек «Король возвращается» сильно похож на мелодию «Тит победоносный». Ходили слухи о подаче судебного иска, однако 3 августа 2007 года на официальном сайте картины было опубликовано следующее сообщение:

«Ряд музыкальных композиций для „300 спартанцев“ были, без нашего ведома или участия, скопированы с музыки, написанной лауреатом Оскара, композитором Эллиотом Голденталем для ленты „Тит — правитель Рима“. Учитывая, что киностудия Warner Bros. чтит и уважает Голденталя, с которым давно сотрудничает, мы рады, что нам удалось разрешить этот спор мирным путем».

Реклама

В результате на Blu-ray издании фильма к титрам, где композитором указан Тайлер Бейтс, добавилась надпись:

«Частично позаимствовано из ранее написанной музыки, автором которой Бейтс не является».

Реклама