Оно и понятно — песня яркая, её до сих пор хорошо помнят как за рубежом, так и у нас, да и словечко «рок» в нём присутствует. Вот только музыкальным хитом она стала лишь летом 1955-го — после того, как прозвучала в фильме «Джунгли грифельных досок» и была заново переиздана. За это время Билл Хейли успел выпустить ещё один рок-н-ролл, который прославился немного раньше, чем «Рок вокруг часов». Вот только рок-н-роллом песня «Shake, Rattle & Roll» стала не сразу…
Биг Джо Тернер (Big Joe Turner) — «Shake, Rattle & Roll» (1954)
Сочинил её сонграйтер Джесси Стоун специально для чернокожего исполнителя по имени Биг Джо Тёрнер. Оригинальная версия была исполнена в типично «чернокожем» стиле «ритм-энд-блюз» — более энергичной и агрессивной модификации классического блюза.
Биг Джо Тёрнер:
«Во времена моей молодости все пели блюз в медленном темпе, и я подумал — почему бы не спеть его быстрее?»
Тексты ритм-энд-блюзов, как правило, не отличались благопристойностью. Вот и содержание «Shake, Rattle & Roll» было полно как прямых, так и косвенных, сексуальных намёков. Например, название песни — «Трясись, греми и крутись» — могло восприниматься и как отображение бытовой суеты, и как метафора танца, и как описание того, что происходит между мужчиной и женщиной в постели (хотя пишут, что сам Стоун просто использовал любимое выражение музыкантов во время игры в покер).
Самую же лукавую фразу песни — про «одноглазого кота, украдкой наблюдающего за отделом морепродуктов» — придумал сессионный барабанщик Сэм «Бэби» Ловетт. При этом под «котом», якобы, подразумевался мужской половой орган, а под «морепродуктами» — женский.
Не удивительно, что самые рискованные строчки (вроде «Я сдерживался в этом на пути вниз. Ты вынуждаешь меня закатывать глаза, детка, и скрежетать зубами») Тёрнер постарался спеть как можно неразборчивее.
Сингл «Shake, Rattle & Roll» был издан в апреле 1954 года и летом неожиданно добрался до 1-го места — правда, не национальном поп-чарте США, а ритм-энд-блюзовом. Песню заметил Билл Хейли и решил записать свою версию — изрядно изменённую. Во-первых, он превратил ритм-энд-блюз в ещё более заводной рок-н-ролл. Во-вторых, сильно подкорректировал текст песни — негоже было петь белой аудитории всякие непристойности. Например…
У Тёрнера: «Поднимаюсь из кровати и мою твоё лицо и руки, Выхожу из кухни, гремлю горшками и кастрюлями».
У Хейли: «Выхожу из кухни и верчу горшки и кастрюли, делаю себе завтрак, потому что я голоден».
У Тёрнера: «Я смотрю на тебя и вижу, что ты больше не дитя».
Реклама
У Хейли: «Я могу смотреть на тебя и говорить, что ты больше не любишь меня».
У Тёрнера: «В глубине души я знаю, что ты дьявол в нейлоновых чулках».
У Хейли: «Я полагаю, что ты делала что-то не так, и теперь я знаю это».
Исчезли из версии Хейли и строчки про «просвечивающееся платье». А вот «тёмную» фразу про одноглазого кота он оставил — возможно, в целях некой самоиронии. Дело в том, что Хейли с детства был слеп на один глаз. Поговаривают, что даже свою причёску с локоном-«поцелуйчиком», падающим на лоб, певец придумал специально, чтобы скрыть этот дефект.
В 1955 году облагороженная версия «Shake, Rattle & Roll» попала на 7-е место американских чартах и чисто хронологически опередила успех «Rock Around the Clock».
Бо Диддли (Bo Diddley) — «Bo Diddley», «I'm Man» (1955)
Среди пионеров рок-н-ролла Бо Диддли отличился тем, что играл на необычной прямоугольной гитаре, одним из первых применил эффект «дисторшн», придумал «бит Бо Диддли» (бам, бадам-бадам, бам-бам) и выпустил хит, тоже названный «Bo Diddley».
Первоначально композиция была написана на основе американской народной песни «Пересмешник» и носила название «Дядя Джон». Однако лейблу текст песни показался слишком непристойным, и Диддли его переписал, заодно нагло окрестив новый вариант своим именем.
Надо сказать, что и знаменитый «бит Бо Диддли» музыкант взял не из воздуха, а позаимствовал из песен африканских рабов. Песни эти были весьма специфическими — их исполняли, отбивая ритм прямо на собственных телах. Такая необычная манера исполнения (которую прозвали «hambone») родилась не от хорошей жизни. Просто белые господа запрещали рабам иметь барабаны, зная, что с их помощью те могут посылать «и-мейлы» своим братьям по несчастью (а там и до бунта недалеко).
Недаром Бо Диддли считается первым музыкантом, который использовал в рок-н-ролле африканские ритмы. А его знаменитый бит был быстро растиражирован коллегами (см. «Not Fade Away» Бадди Холли, «Cannonball» Дуэйна Эдди, «Bad Blood» Нейла Седаки или «Faith» Джорджа Майкла).
Сингл с песней вышел в 1955 году и тут же получил прозвище «двустороннего монстра». Дело в том, что хитом стала не только заглавная «Bo Diddley», но и песня с обратной стороны. Последняя носила не менее выпендрёжное название — «I'm A Man» («Я — мужик»), и всячески восхваляла сексуальные достоинства исполнителя. Её гитарный рифф тоже стал классическим.
Обе песни попеременно возглавили ритм-энд-блюзовый чарт США, а Бо Диддли стал первым чернокожим музыкантом, которого пригласили на шоу Эдда Салливана. Правда, гость этой «высокой честью» дорожил не сильно — проигнорировал просьбу ведущего исполнить песню «Sixteen Tons» и сыграл вместо неё свою «Bo Diddley». После этого музыканта на шоу больше не приглашали.