«Не плевать на ковры, не использовать зубочистку после еды, не класть локти на стол, не размахивать руками, не ходить растрепанным». (Krauze 1987, 52−53).
Это не богатая невеста из слезоточивого сериала наставляет своего возлюбленного из рабочей среды. Это Кармелита Ромеро Рубио дает советы своему мужу Порфирио Диасу. Между прочим, президенту Мексики! Для сравнения, годы правления Порфирия Диаса в Мексике — т.н. «порфириат» — почти совпадают с эдвардинской эпохой в Европе. Это мексиканская Belle epoque.
Прекрасная эпоха в истории страны — и вдруг: не плюй на пол… Как такое может быть?
Все просто. Президент страны не был аристократом, и только Кармелита, его вторая жена, озаботилась его манерами и престижем. И так бывает…
С правлением Порфирио Диаса закончилась и belle epoque в Новой Испании. Революция 1910 года обезличила аристократию, но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас вернемся в дореволюционные мексиканские времена.
Это звучное слово «асьенда»
По сути, асьенда — это то же, что и русская дворянская усадьба. Господский дом — по испанскому, французскому или смешанному образцу — с хозяйственными пристройками, штат прислуги и работников, сельхозпроизводство. Разница заключалась разве что в том, что асьенда являлась еще и маленькой крепостью, способной выдерживать небольшие осады и набеги лихих людишек.
Асьенда была окружена стеной с бойницами — правда, не всегда, это зависело от года постройки. Все мужчины асьенды, а подчас и женщины, имели оружие и умели с ним обращаться — это было необходимостью. Поначалу обитатели асьенды отражали набеги индейцев — хорошо или плохо организованных, а после — просто праздношатающихся шаек, коих в Мексике всегда было и есть с избытком.
Тут же, внутри асьенды, располагалась домашняя часовня, и чуть в стороне — за стенами — родовое кладбище.
Были во многих асьендах и потайные туннели, до нескольких километров в длину, которые имели выход к ручью или реке.
Что за люди жили в этих укрепленных мини-городах?
Выходцы из Испании, Франции, реже Португалии. Те, чьих детей потом стали называть креолами. Странное дело, креол — тот же испанец, родившийся в Новом Свете от родителей-испанцев, в старой Испании считался человеком второго сорта. Все это порождало конфликты Старого Света с Новым, взаимную неприязнь и непонимание.
Мексиканский кабальеро, сеньор, дон
Независимо от того, чем жила асьенда — продажей кукурузы или пеньковой веревки, или же глава семьи владел шахтами и приисками, образованию сыновей уделялось большое внимание. Мальчиков отправляли учиться в
Именно тогда молодые люди и сталкивались с пренебрежительным отношением сверстников-испанцев, которые не скупились на обидные прозвища, типа «грязный индеец». Так или иначе, молодые люди возвращались домой с европейским образованием и умудрялись завести друзей. По возвращении молодой человек учился у отца управлять асьендой или же, если это был не старший сын, поступал на службу.
Абсолютно жесткого правила насчет того, кто станет хозяином асьенды или же она поделится между детьми, в Мексике не существовало. Большинство старалось не дробить земли и сосредоточить все управление асьендой в одних руках. При этом младшим братьям выплачивалась ежегодно их доля от общей прибыли — согласно проценту, положенному отцом (прежним хозяином).
На этой почве возникало немало конфликтов, когда старший брат в поте лица работал на процветание своего дома, а младший спокойно жил на проценты, болтаясь в городе по публичным домам. Чтобы избежать таких конфликтов среди детей, некоторые отцы предпочитали разделить асьенду между сыновьями. В результате земли дробились, дома приходили в некоторое запустение, и со временем некогда большие и богатые асьенды исчезали сами собой, трансформируясь в средних размеров ранчо.
Прекрасная дама Нового Света
Образованию девушек очень долгое время не уделялось почти никакого внимания. Конечно, сеньорита умела читать, играть на музыкальных инструментах и вести домашнее хозяйство. Но больше всего она должна была беречь свою репутацию, следить за своей внешностью, уметь себя вести и быть (или умело притворяться) набожной, чтобы выгодно выйти замуж.
Такое положение дел привело, в конце концов, к тому, что молодые люди начали выбирать себе невест в Старом Свете, особенно изысканными барышнями считались француженки.
С XIX века образованию девушек стало уделяться гораздо больше времени. Теперь уже сеньориты более серьезно обучались музыке, языкам, танцам, в их программу вошло чтение, стихосложение, рисование, философия и некоторые точные науки (правда, в меньшем объеме, чем для юношей).
К концу XIX века девушки из аристократических семей практически не уступали по образованию своим женихам и, кроме того, обладали утонченными манерами, чем сильно удивляли иностранцев. Правда, для европейских женихов они оставались немного старомодными, т.к. новости и нововведения Старого Света запаздывали на несколько месяцев и появлялись в Новом Свете лишь тогда, когда Европа от них уже подуставала.
Несмотря на полученное блестящее образование, основным занятием для женщины оставалась благотворительность: посещение бедных, организация обедов с целью собрать деньги для сирот или для церкви, организация церковных праздников (пожертвования и украшение церкви). До сих пор в консервативных кругах на женщину, пусть и получившую хорошее образование, но работающую после замужества, смотрят немного странно.
О частной домашней жизни девушек и женщин эпохи «порфириата» сохранилось очень мало данных, в основном, это редкие дневники и письма, многие из которых исчезли в вихрях Революции точно так же, как это произошло в России.
Смешанные браки
Мог ли молодой человек, без роду и племени, сколотить своим умом и трудом состояние и жениться на девушке из аристократической семьи?
Если такие случаи и были, то настолько единичны, что история о них умалчивает. Если мы посмотрим старый фильм с Долорес дель Рио (кстати, аристократкой по происхождению) «Бугамбилия», то там увидим, что отец не соглашается отдать дочь за бригадира шахты даже при том, что тот находит золотой прииск и вызывается вымостить золотом дорогу своей невесте от дома до церкви.
В Новый свет ринулись авантюристы и предприимчивые люди всех мастей. Многим из них сопутствовала удача, и им удалось разбогатеть, обзавестись землей и банковскими счетами. При всем при этом в старых аристократических семьях их считали выскочками, и ни о каких браках речи быть не могло.
В то же время, если случалось так, что в асьенду подбрасывали ребенка, то почти всегда его принимали и воспитывали, как своего, ни в чем не ущемляя.
Точно так же считалось делом чести дать приют любому, кто просит о помощи. Иногда таким просящим становился беглый каторжник, которому могли предложить остаться работать в асьенде, а в случае отказа на дорогу могла выдаваться еда, одежда, деньги и даже оружие — а уж дальше смотри сам.
На женитьбу знатного дона на простой девушке смотрели проще, но и такие случаи были очень редки. Пойти наперекор обществу мог позволить себе только очень уверенный в своем положении человек. Подчас он приобретал «негласное» уважение соседей: мужчина, который не побоялся общественного порицания из-за понравившейся ему женщины, выглядел достойно в глазах мексиканцев.
Честь прекрасной дамы
Мы привыкли к тому, что юные англичанки всегда выходили из дома в сопровождении т.н. chaperon — старшей родственницы или нанятой для такого случая женщины с безупречной репутацией (вдовы или старой девы). А могла ли мексиканская девушка из хорошей семьи прогуливаться или отправиться в поездку в сопровождении жениха или просто молодого человека? А вы знаете… да!
Конечно, это не было наилучшим вариантом, и конечно же, было лучше, когда девушку сопровождала дуэнья — как и chaperon, старшая женщина, под чью ответственность поступала сеньорита. Но! В некоторых случаях девушку мог сопровождать жених, брат жениха или сын друзей семьи. Молодому человеку было достаточно сказать родителям девушки, что он проводит ее и позаботится о ней, и никому не приходило в голову усомниться в его слове или порядочности. Ведь он кабальеро, человек чести!
Бывало ли такое, что молодой человек грубо пользовался своим положением? Конечно, ничего нового под Солнцем нет. Но в этом случае юноша не просто губил репутацию девушки, но и ставил крест на жизни всей своей семьи, включая дальних дядюшек и тетушек, не говоря уже о сестрах. Кабальеро, нарушивший слово, позорил весь свой род. Кроме того, мексиканцы — народ горячий. Кровная месть здесь не была распространена явно и откровенно, но обычай смывать тяжелые обиды и оскорбления кровью существовал и вовсе не считался за варварство.
Вообще же, отношение к женщине среди мексиканских аристократов было продолжением поклонения Прекрасной Даме в Испании. Однако боготворилась только женщина своего круга — сеньора, донья.
Если мы вспомним мексиканский фильм про того же Зорро, то там есть момент, когда главный герой удерживает своего брата от поединка:
«Если военные забыли о чести, то кабальеро знает, что при дамах такие дела не делаются!» — в коляске сидела девушка.
Чуть позже сам же Зорро устраивает потасовку в кабаке. Прекрасная кабатчица — не дама, при ней можно не церемониться.
Старинные асьенды в наши дни
Те асьенды и городские дома, что не сильно пострадали после Революции, были отреставрированы или реконструированы. Многие из них превращены в музеи, отданы под гостиницы, используются для съемок исторических фильмов или же разделены между разными учреждениями.
Но есть и такие, которым повезло меньше. Сейчас от них остались руины, которые, тем не менее, сохраняются и не сносятся: они под охраной — как историческое и культурное наследие.