Явившись в архив, вы должны будете подать заявление на имя руководителя, в котором сформулируете тему своего исследования. На вас заведут дело, под подпись объяснят правила работы с документами.
Архив — учреждение, обеспечивающее хранение и изучение документов. Документы хранятся в архиве упорядоченно. Либо сами по себе, либо сброшюрованные в «дело» они представляют единицу хранения. Единицы хранения объединены в фонды — чаще всего по фондообразователю. Фондообразователь — учреждение, которое многие годы продуцировало эти самые документы.
Каждый фонд имеет опись, которая открывается исторической справкой. В этой справке изложена история фондобразователя, вкратце охарактеризован фонд, отмечены некоторые единицы хранения, содержащие уникальные, представляющие особую ценность документы. Далее в описи в определенном порядке — чаще хронологическом — перечислены сами единицы хранения, с указанием номера, названия, хронологических рамок и объема в листах.
Чтобы сразу сориентироваться в море архивной документации, проще начать работу в архиве знакомством с путеводителем. В таких книгах публикуются очень краткие исторические справки по наиболее значительным фондам с указанием их номеров. Выбрав по путеводителю нужные вам фонды, вы, затребовав их описи, отыскиваете в них необходимые документы — единицы хранения — и записываете их номера и названия в «требование». И получаете документы для работы.
Какие документы следует вам выбирать? Не стесняйтесь обращаться с такими вопросами к архивистам. Скорее всего, вам посоветуют изучить метрические книги, ревизские сказки и исповедные ведомости.
Метрические книги составлялись в церквах по годам, в двух экземплярах — один отправлялся в духовную консисторию, другой хранился в храме. Скорее всего, после революции оба экземпляра оказались в архиве, либо один — консисторский, если церковный не сохранился. Следовательно, метрические книги, скорее всего, находятся в фонде духовной консистории.
Метрическая книга состоит из трех частей: записей о рождении и крещении младенца, о венчаниях и о смертях. В первой части сообщается не только дата рождения и крещения, имя и фамилия младенца, но также и вероисповедание родителей и крестных, законнорожденный ребенок или нет; записи о венчании, кроме даты события, содержат сведения о женихе и невесте — имя и фамилию, вероисповедание, возраст; записи о смерти — имя и фамилию, возраст, дату смерти, ее причину.
После революции все эти сведения стали фиксироваться отделами ЗАГС исполкомов гор (рай)советов — значит, документы уже надо искать в фондах либо этих исполкомов, либо в фондах отделов ЗАГС.
Ревизские сказки могут храниться в разных фондах — волостных, сельских правлений. Методика поиска та же самая: либо по путеводителю и описям надо выяснить местонахождение документов нужного типа, либо обратиться за консультацией к работникам архива. Ревизские сказки содержат сведения о людях, относящихся к податным сословиям, — крестьянам, ремесленникам, мещанам. В эти документы записывались преимущественно лица мужского пола, фиксировались фамилия, имя, отчество, место рождения и жительства, возраст, семейное положение, сведения о детях, имущественное положение, национальность, иногда — особые приметы.
Ежегодные исповедные росписи представляют собой посемейные списки, в них называется глава и место жительства семьи, принадлежность к сословию, перечислены члены семьи. Эти документы могут храниться в фондах конкретных храмов.
Поиск предков, принадлежавших к духовенству, резонно вести в клировых ведомостях. Найти можно послужной список духовного церковнослужителя, сведения о семье, поведении.
В фонде рекрутского присутствия содержатся данные о рекрутах — фамилия, имя, возраст, грамотность, особые приметы.
Полезные для составления родословной сведения можно найти в подворных переписях.
Данные о городских жителях — и податных, и свободных от податей — можно найти в обывательских книгах
Сведения о дворянах можно найти в фондах уездных и губернских дворянских собраний.
Важно понимать, что одной из серьезных трудностей для вас может стать необходимость разбирать рукописный текст. Документы XIX и тем более XVIII вв. велись от руки, и почерк далеко не всегда был разборчивым.
Ход своей работы в архиве надо правильно оформлять. Начиная работу с документом, необходимо записывать его шифр. Запись производится следующим образом. Например, мы работаем в Государственном архиве Владимирской области (сокращенно — ГАВО), используем метрическую книгу определенного храма, за 1845 год, объемом в 223 листа, обозначенную в описи № 2 номером 5, документ хранится в фонде № 1, нужные нам сведения находятся на обороте 25 листа и на 221 листе.
На первой странице выписок из этого дела мы пишем: ГАВО. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 5. Метрическая книга Крестовоздвиженской церкви села Якимовского за 1845 год. 223 л. Первую выписку оформляем так: л. 25 об. Иванов Петр (дословно по тексту)… Следующая выписка: л. 221 (и вновь дословно по тексту).
Изучая документы, достаточно быстро начинаешь понимать логику их составления, не так уже пугает почерк. При творческом отношении к делу работа в архиве может захватить всецело.