Из Еревана сюда ведут две дороги. Одна — вдоль озера Севан через древний Селимский перевал, другая — вдоль границы с Турцией, огибая гору Урц (ту самую, где на склоне стоит монастырь Карапет).
Сюда надо приезжать не на один, и даже не на два дня. Чтобы хоть что-то увидеть, нужно прожить здесь неделю, две недели, а лучше — месяц, потом ещё месяц, ну, а там видно будет.
Вайоцдзор граничит на западе с Араратской областью, на севере — с Гехаркуникской, на северо-востоке — с Нагорным Карабахом, на востоке — с Сюникской областью, и на юге — с Нахичеванской Автономной Республикой.
Мы едем по той дороге, что огибает озеро Севан и через Мартуни выводит вас на высокогорные пастбища. К Севану мы еще вернемся в другой статье, а пока впереди Варденисский хребет, который отделяет котловину озера Севан от Вайоцдзора.
Незаметный набор высоты по чуть всхолмлённому рельефу, идиллические картинки с коровами и пастухами…
Неожиданно всё это заканчивается и открывается…
Да, это и есть Вайоцдзор! Он начинается прямо вот от этого камня, что на перевале Селимский (2500 м). Здесь расположен древний караван-сарай, который построили в XIV веке князья Орбеляны.
Знатоки сумели прочитать надпись над входом, которая гласила:
«Во имя всемогущего Бога, в 1332 году во времена властителя мира Буссаид хана, я, Чесар, сын князя-князей Липарита и моя мать Анна, и внук Иване, и мои братья, статные, как львы, князья Боиртел (Буртел), Смбат и Эликум из династии Орбелянов, и моя жена Хориша, дочь Вардана из рода Серикариманов, построили этот духовный дом на наши средства во имя спасения душ наших и наших родителей и наших братьев во Христе, а также моих здравствующих братьев и сыновей — Саргиса, священника Ованеса, Курда и Вардана. Молим вас, странников, помянуть нас во Христе».
Коротко и ясно, только непонятно, почему караван-сарай попал в разряд «духовных домов».
Ну, а мы начинаем спуск по серпантину, фиксируя по дороге окрестные пейзажи.
В Вайоцдзоре много интересного, про все в одной статье не расскажешь. Проедем по самым популярным местам этого района Армении.
Нораванк: ущелье и монастырь
Нораванк поразил меня с первого визита в Армению. Я немало побродил по горам в молодости и удивить меня было трудно. Но здешние скалы были словно из сказки.
Особый колорит добавляла погода: недавно закончился дождь, цвет красных скальных пород стал ярче и свежей, а туман и облака, которые гуляли вдоль склонов, были похожи на дым от горячих углей. Волшебное зрелище!
Нораванк переводится как «Новый монастырь». В этом месте он был основан в самом начале XIII века, после того как под ударами сельджуков пало Сюникское царство. Из его центра, которым в то время был Капан, немногие уцелевшие защитники бежали в Вайоцдзор. Считается, что
Основное строительство началось после того, как здесь обосновались Орбеляны. Новая сурб Карапет (церковь Иоанна Крестителя) была построена на средства нового хозяина этих мест Липарита Орбеляна в 1216—1223 годах. Он погиб в 1225 году в битве с Джелал эд-Дином при Гарни и был похоронен в сурб Карапет. С тех пор многие представители рода Орбелянов нашли здесь упокоение, о чём свидетельствуют могильные плиты и надписи. Весь этот комплекс — один большой мемориал семейства Орбелянов.
Время шло, места всем не хватало, поэтому в 1261 году к церкви Св. Карапета был пристроен гавит-притвор, обильно украшенный скульптурой как снаружи, так и внутри. А в 1275 году архитектор Сиранес построил ещё и сурб Григор, которая стала усыпальницей «царя» Смбата Орбеляна — старшего сына Липарита. Того самого, который построил Смбатаберд.
Самой известной часовней-усыпальницей стала двухэтажная сурб Аствацацин, или Буртелашен, то есть построенная князем Буртелом Орбеляном. Строил её, конечно, не князь, а легендарный архитектор-скульптор-миниатюрист Момик — воспитанник Гладзорского университета. Считается, что это была его лебединая песня, законченная в 1339 году.
Место это очень популярное. В один из приездов мы ночевали под стенами монастыря вместе с большой компанией мотоциклистов, приехавших из Тольятти.
Танаат
Историки упоминают Танаат (Танаде) с VIII века. Может, это и так, но в настоящее время здесь, помимо обширных развалин, остались только две церкви.
Главная церковь Св. Степаноса воздвигнута в 1279 году. Это было время создания Гладзорского монастыря, поэтому именно этот монастырь с ним и отождествляют.
Главное, что ныне привлекает сюда туристов — то, что именно здесь был основан Гладзорский университет.
Первый в своём роде, он собрал здесь лучшие умы Армении. Отсюда вышли многие известные личности того смутного для страны времени, начиная с его основателя Есаи Нчеци и кончая легендарным Момиком.
Имя Момика, как строителя и скульптора Нораванка, пожалуй, наиболее известно. Но не менее известно имя миниатюриста Тороса Таронаци, или Ованеса Воротнеци — основателя Татевского университета. Последний принял в 1345 году эстафетную палочку у своего прародителя — Гладзорского университета. Хорошо известен и Степанос Орбелян, благодаря которому мы знаем историю средневекового Сюника. Богословы, философы, риторы, поэты, переводчики, скульпторы, художники, педагоги… Их было всего несколько сотен, но для культуры Армении роль их неоценима.
В Гладзорском университете упор делался на философию и богословие, но, независимо от избираемой в дальнейшем специализации, студенты изучали и светские науки. Основой гуманитарного образования был «тривиум», который включал грамматику, риторику и логику. А цикл точных наук составляли арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки — это так называемый «квадривиум».
По окончанию каждому следовало отчитаться, то есть написать диссертацию. Насчёт дипломов, правда, ничего не известно, а вот о принципах преподавания ректор университета Нерсес Мшеци в своей проповеди «О пустынниках» говорил следующее:
«Для учебы необходимы четыре вещи. Первое — чтобы учителя были одержимы желанием обучать; второе — нужна горячая любовь; третье — мир; четвёртое — нужны места пустынные и тихие».
Реклама
Гндеванк
На одной из стен монастыря написано изречение сюникской княжны Софьи:
«Вайоц Дзор был кольцом без камня, я построила это, и как драгоценный камень положила на него».
Реклама
Основан монастырь в X веке. Церковь Св. Степаноса была построена в 931−936 годах. Здание выложено чистотесаным базальтом, имеет крестовокупольную конструкцию. Были фрески (не сохранились). В 999 году настоятель Христофор построил западный притвор церкви. Была библиотека.
В начале XVII века персидский шах Аббас разрушил Гндеванк. В 1691 году настоятель Петрос отреставрировал церковь и притвор, окружил монастырь стеной, усиленной башнями. К стене были пристроены жилые и хозяйственные комнаты. Во дворе Гндеванка есть надгробные камни и хачкары
Это действующий монастырь, а не туристский объект.
Там живут гостеприимные монахи, с которыми было интересно и приятно поговорить. Сейчас туда массовый турист не попадает, только единичные вроде нас. И это братию устраивает. Их главным опасением является то, что Гндеванк может стать популярным туристским объектом, и это помешает их молитвам и монашеской жизни. Но пока дорога до монастыря не всегда доступна машине — здесь периодически случаются камнепады, а пешком от начала ущелья несколько километров в гору не каждый пойдет.
По этому ущелью раньше проходила старая дорога на курорт Джермук. Сейчас по ней до Джермука можно только пешком дойти, но кому это надо — новая хорошая дорога идет по другой стороне ущелья.
Ущелье прекрасно своими разнообразными скалами и природой. Его нужно видеть, так что давайте этим и займемся…
Среди других объектов Вайоцдзора — красивая и не очень-то доступная массовому туристу церковь Спитаковор; окрестности административного центра, города Ехегнадзор (Малишка, Арени, Вайк); монастырь Цахац Кар и крепость Смбатаберд, базилика XVII века в Ехегисе.
В нашей туристической поездке по Вайоцдзору мы познакомились с множеством интересных людей, получили мастер-класс по резьбе на камне, поучаствовали в рыбной ловле, погостили у друзей дома… Всего и не расскажешь.
В следующей статье мы проедемся по Сюникской области и посетим достопримечательности района, среди которых один из самых известных монастырей Армении — Татев.
Ну и грех не вспомнить жителей Вайоцдзора, что встретились нам на пути. Спасибо вам, добрые люди!