Как человечество придумывало загробный мир и как ученые узнают об этом?

Реклама
Грандмастер

Человечество верило в загробное существование, по меньшей мере, со времен палеолита. То есть — во все времена своего существования.

Хосе Бенльюре и Хиль, «Лодка Харона», 1919 г.

Есть обоснованное мнение, что такие представления были уже у неандертальцев. Священных книг они, конечно, не оставили — просто потому, что писать не умели. Зато оставили характерные захоронения, по которым у неандертальцев, как пишут в некоторых книгах, «можно предположить наличие зачатков примитивных религиозных верований». «Зачатков» и «примитивных» — видимо, потому что у неандертальцев. Которые как бы недо-люди.

Реклама

Хотя судя по захоронениям, религиозные представления неандертальцев не сильно отличались от того, во что верили наши прямые предки 4000 лет назад.

Захоронения способны рассказать о многом. Здесь находят предметы материальной культуры: утварь, одежду, оружие. А также предметы культового назначения. Но главный культовый «артефакт» — само захоронение. Наверное, понятно, что в столь важном деле, как проводы оставляющего этот мир, не может быть ничего случайного?

Покойным в неандертальских захоронениях придана «поза эмбриона»: на боку, с согнутыми ногами и приведенными к груди коленями. Это положение не бывает случайным. Чтобы придать ее, умершего связывают или подрезают связки.

Реклама

Ученые исходят из предположения, что без причины ничего не делается. И придание покойному «позы эмбриона» указывает, что его «положили в материнскую утробу». Зачем? Вероятно, верили в переселение душ и готовили к новому рождению?

К тому же некоторые тела покрыты охрой. Гипотез тут две: имитация огня и крови. Огонь мало вяжется со «скорченной» позой. Зато кровь отлично сочетается с идеей рождения.

Аналогичный обряд есть и у древних homo sapiens. И не только у первобытных. Например, праславяне (а речь у нас пойдет в основном о будущих восточнославянских территориях) хоронят так до середины II тысячелетия до н.э. А кое-где этот обряд сохраняется аж до нашей эры.

Не исключено, что предки полагали: человек способен родиться в теле животного. С достоверностью это неизвестно: праславяне бронзового века также не оставили записей вообще и священных текстов в частности. Но учитывая наличие культа животных,

Реклама
в т. ч. элементов тотемизма, вера в возможность перерождения животным возможна.

Но память об этом дошла до нас разве что в фольклоре. Многие и не подозревают ни о существовании этого способа, ни о стоявших за ним некогда верованиях. Слишком давно это было и слишком изменились с тех пор религиозные взгляды.

Реклама

С течением веков способ захоронения меняется. Прежде всего, тело «распрямляется»: «поза эмбриона» сменяется «позой спящего». Это однозначно говорит об изменении взглядов на загробный мир, исчезает вера в реинкарнацию. Люди окончательно отделяют себя от природы. Теперь человек и после смерти остается человеком.

Если же в могиле обнаруживаются предметы быта и/или оружие — значит, всем этим предполагалось пользоваться и на том свете.

Значит:

  • умерший не «возвращается» с новым рождением;
  • загробная жизнь не сильно отлична от здешней;
  • не исключено, что загробный мир располагается под землёй.

Как иначе покойный предок мог бы оберегать место, где он похоронен, или покровительствовать посевам?

Реклама

Существовал и ещё один способ: кремация.

Обычай сжигать тела также сменяет скорченные захоронения в бронзовом веке. С чем связано это изменение? Как и прежде, смена обряда — следствие изменений в представлениях о загробном мире!

До сих пор покойного готовили к новому рождению, либо хоронили, в буквальном смысле «отправляя» в землю. Теперь же душу стремятся поскорее освободить от тела. И не просто освободить, в истории бывали разные ритуалы «освобождения», в т. ч. оставление тела диким зверям и снятие плоти с костей «вручную». Почему именно кремация? Вероятно, этот обычай прямо связан с более ранними обрядами сжигания жертв. Так, чтобы дым от сожжения шел прямиком к небу.

Реклама

В этом и суть обряда кремации: душа, освобождаясь от тела, поднимается в расположенный на Небесах Рай, Ирий.

Это уже не просто предположение. Существуют свидетельства современников — арабских купцов и путешественников. Есть и «свидетельские показания» путешественника IX века Ибн Фадлана, присутствовавшего на похоронах знатного руса. Больше того, Ибн Фадлан не только описывает славянский обряд кремации, но выяснил у славян и записал его интерпретацию. Пускай это гораздо более позднее время — обряд примерно тот же самый.

Реклама

Кремация — обряд более сложный и по форме, и по сути. Да и с ингумацией все не так просто.

Вы не задумывались, почему современные гробы такой формы? А почему гроб называют «домовиной»?

Реклама

Да потому, что он и происходит от дома — «дома мертвых», небольшой имитации «дома живых». В домовину и помещались тело или останки, собранные после кремации.

А дальше — разнообразие вариантов. Я уже говорил, что скорченные захоронения сменяются и выпрямленными, и кремацией. Эти способы и сосуществуют, и сочетаются.

Наверное, самый логически «чистый» способ — когда закапывается домовина с телом. Здесь покойный вместе с «домом мертвых» отправляется в подземный загробный мир.

Сруб мог ставиться на могиле, как современные надгробия. Символический смысл тот же, плюс сруб служит обозначением могилы.

Прах после кремации также клали в домовину. Или хоронили: просто в землю либо в сосуде-горшке. И вот тут уже появляется двойственность: душа оправляется к небу, тело — в землю. Прах предка призван покровительствовать живущим… а значит, видимо, с прахом остается и какая-то часть души?

Реклама

«Дома мертвых» ставятся вдоль дороги к селению:

«собравшее кости, вложыху в судину малу, и поставляху на столпе на путех; еже творят вятичи и ныне».

Кстати, горшок здесь — аналогичен горшку для приготовления обычной или ритуальной пищи. Это тоже отражает связь культа предков с плодородием. В религиозных обрядах нет ничего случайного, здесь все символично!

Почти все… В ряде случаев, в т. ч. у праславян и славян, к захоронениям переходили не из-за смены мировоззрения, а из-за внешних условий.

Ясно, что родовое кладбище — место сакральное. Пока люди живут на одном месте — все нормально. А если приходится мигрировать? Придут чужаки, для кого твое родовое кладбище — рассадник навьев. Что сделают с вашим «поселком предков»? А как люди во все времена защищали оставленные ценности? Правильно, прятали! Самое простое — в землю. В этом случае тело по-прежнему сжигают и, помещая в домовину, захоранивают в могиле или насыпают сверху курган.

Реклама

Но не все курганы произошли таким образом. Кто-то, например, скифы, кремацию не использовали. Возможно, их курганы — символ… земного шара, точнее — горизонта. Кому как не кочевнику, передвигающемуся верхом по открытым пространствам, привычно смотреть на горизонт?

Реклама

С течением веков что-то меняется, смешиваются народы, смешиваются обычаи. Появляется, например, «синтетический» обряд: захоронив тело, установить на кургане домовину. А затем сжечь её. Или разжечь огонь вокруг кургана.

Все эти действия с огнём — пережитки кремации, имитация некогда вполне осмысленного «вознесения» вместе с дымом освобожденной от тела души. Все эти изменения в похоронном обряде отражают, прежде всего, изменения в мировоззрении.

Я попытался дать самый общий обзор того, как это происходило на территории нынешней России.

Вообще же, все три типа погребений (а значит, и пережитки архивных верований) тысячелетия и сосуществовали. Даже скорченные захоронения изредка встречаются еще в первые века нашего тысячелетия. А Нестор-летописец упоминает, что вятичи «и ныне» сжигают покойников, а прах в «судине малой» ставят «на путех». «Ныне» — это времена летописца, XII век…

Реклама

Конечно, вятичи дольше других восточных славян сохраняют архаичный уклад. Но это не такое уж захолустье, земли вятичей лежат в бассейне Оки, примерно между нынешними Воронежем и Рязанью. Вполне цивилизованные места! В это время активно застраивается городами Залеская Русь. У вятичей же — свои, древние города: например, те же Муром и Старая Рязань.

Реклама

А чуть позже этого времени на краю вятичских земель основывается Москва…

А обряды ингумации, сопровождаемые огнём и «творением дымов», кое-где на Руси практикуют ещё в XII−XIII веках, и не только «в народе», но и в давно вроде бы христианизированных верхних слоях общества.

Да и современные христианские обряды, по меньшей мере, по форме, напоминают те, древние обряды. Может быть, во многом от них и происходят. Конечно, гробы упоминаются и в Библии, так что христианский обряд заимствует их оттуда, а не от языческой домовины… наверное. Но очень уж похоже!

Душа возносится в небесный Рай, тело опускается в землю. Да, под это подводится библейское обоснование: «прах к праху»; тело возвращается в субстанцию, из которой оно было создано. Сверху — холмик, подозрительно напоминающий курган.

Реклама

Впрочем, здесь я встаю на скользкую дорожку, рискуя приписать христианскому обряду то, чего там может и не быть. О правилах христианского погребения и его символизме поговорим отдельно…

Реклама