Меня с детства привлекали картинки. Сначала то, что было в учебниках и детских книжках, затем — почтовые марки. Мама моего друга работала в Челябинском облпотребсоюзе, где была обширная переписка, и можно было с открытых конвертов сдирать марки. Запомнилась одна серия марок из тех времен — «800 лет Москвы». Когда подрос — разглядывал иллюстрации в Большой Советской Энциклопедии у знакомых. Потом покупал открытки — по отдельности и комплектами. Так потихоньку складывались художественные предпочтения.
Когда стал зарабатывать — дома появились художественные альбомы. А тут знакомая подарила дочери на день рождения серию марок «
Наткнулся в каталогах Союзпечати на издание «Юный художник» — и с десяток лет был его подписчиком. Оказалось, что в нем невообразимо много (для дилетанта) информации об изобразительном искусстве. Кстати, на него можно подписаться и сегодня.
Среди многих художников, с которыми познакомил журнал, был Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан).
Совершенно непривычная — больше была знакома академическая живопись — манера письма, яркость красок, какие-то невероятные комбинации (придет же такое в голову!). Портрет императора
«Вертемнус» — поясной портрет императора в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф составлен из фруктов, овощей и цветов (известно, что портрет очень понравился оригиналу, и оригинал, что немаловажно, щедро заплатил!).
Сохранившиеся работы Арчимбольдо в большинстве — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из ракообразных, фруктов, овощей, цветов или музыкальных и иных инструментов.
Арчимбольдо — живописец, декоратор. Его необычная для тех времен манера письма дала ему в последующем статус одного из предтеч
Почему я вдруг вспомнил об Арчимбольдо? Художник Саша Ганелин дал мне для ознакомления недавно выпущенный альбом «30 израильских художников».
Пожалуй, наибольший интерес у меня вызвал триптих Бориса Дуброва «Сюрреализм», нечто напоминающее Арчимбольдо по манере исполнения: плоды, ягоды и овощи расположены на триптихе так, что напоминают человеческое тело.
Впечатляет. Основное отличие от предтечи сюрреализма — приглушенная цветовая гамма и откровенный уклон в эротику (так модно!). И даже не уклон, а крутой спад, настолько крутой, что граничит с порнографией. Но не порнография — такая композиция! (Можно сказать однозначно — имя запоминается!
Но на вопрос: «А хочется повесить это дома?» — затруднительно дать ответ. Это уж слишком (по крайней мере, для меня)! Хотя у меня есть статуэтка, доставшаяся по случаю, тоже сюрреалистичная (я ее зову «Несущая», а можно назвать «Судьба женщины»).
Может быть, картина хорошо впишется в интерьер кабинета сексопатолога (в качестве теста для клиентов: «Что вы здесь видите?» — если ничего, кроме тряпок, овощей и фруктов — пациента надо лечить). Весьма вероятно — для увеселительных заведений типа стрипклубов. Очень может быть — для музеев.
В море произведений искусства каждый выбирает себе то, что соответствует его эстетическим взглядам, настроению, финансовым и прочим возможностям. Выбрать есть из чего — достаточно пройтись по сайтам художников. У вас в городе наверняка найдется несколько художников и скульпторов, произведения которых придутся вам по вкусу (и даже доступны по цене).
Украшайте свой быт тем, что вам нравится, — это откроет для вас нечто совершенно уникальное, необычное, мир грез и фантазий, мир красок и пластики, новое видение окружающего!
Не заморачивайтесь понятиями: высокое искусство, китч, раритет — формируйте свои вкусы. Со временем все встанет на свои места, и очень может быть, что бабушкины слоники с диванной полочки станут антиквариатом, так же как и нарисованная на картоне лебедушка с братцем Иванушкой.