Кто Дуброву Арчимбольдо? (О марках и живописи)

Реклама
Грандмастер

Лет тридцать назад я стал рецидивистом. Нет-нет, ничего плохого! Даже наоборот: я вернулся к коллекционированию марок, стал «филателистом-рецидивистом».

Меня с детства привлекали картинки. Сначала то, что было в учебниках и детских книжках, затем — почтовые марки. Мама моего друга работала в Челябинском облпотребсоюзе, где была обширная переписка, и можно было с открытых конвертов сдирать марки. Запомнилась одна серия марок из тех времен — «800 лет Москвы». Когда подрос — разглядывал иллюстрации в Большой Советской Энциклопедии у знакомых. Потом покупал открытки — по отдельности и комплектами. Так потихоньку складывались художественные предпочтения.

Когда стал зарабатывать — дома появились художественные альбомы. А тут знакомая подарила дочери на день рождения серию марок «

Реклама
Рембрандт» — и это меня «своротило и разворотило». Я начал покупать марки с репродукциями произведений искусства, прежде всего — живописи.

Наткнулся в каталогах Союзпечати на издание «Юный художник» — и с десяток лет был его подписчиком. Оказалось, что в нем невообразимо много (для дилетанта) информации об изобразительном искусстве. Кстати, на него можно подписаться и сегодня.

Среди многих художников, с которыми познакомил журнал, был Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан).

Совершенно непривычная — больше была знакома академическая живопись — манера письма, яркость красок, какие-то невероятные комбинации (придет же такое в голову!). Портрет императора

Реклама
Рудольфа Габсбурга произвел настолько сильное впечатление, что остался в памяти до сих пор.

«Вертемнус» — поясной портрет императора в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф составлен из фруктов, овощей и цветов (известно, что портрет очень понравился оригиналу, и оригинал, что немаловажно, щедро заплатил!).
Сохранившиеся работы Арчимбольдо в большинстве — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из ракообразных, фруктов, овощей, цветов или музыкальных и иных инструментов.

Арчимбольдо — живописец, декоратор. Его необычная для тех времен манера письма дала ему в последующем статус одного из предтеч

Реклама
сюрреализма. Среди его последователей прежде всего называют Сальвадора Дали. «Википедия» в один ряд с Сальвадором Дали ставит француза Макса Эрнста и бельгийца Рене Магритта.

Почему я вдруг вспомнил об Арчимбольдо? Художник Саша Ганелин дал мне для ознакомления недавно выпущенный альбом «30 израильских художников».

Пожалуй, наибольший интерес у меня вызвал триптих Бориса Дуброва «Сюрреализм», нечто напоминающее Арчимбольдо по манере исполнения: плоды, ягоды и овощи расположены на триптихе так, что напоминают человеческое тело.

Впечатляет. Основное отличие от предтечи сюрреализма — приглушенная цветовая гамма и откровенный уклон в эротику (так модно!). И даже не уклон, а крутой спад, настолько крутой, что граничит с порнографией. Но не порнография — такая композиция! (Можно сказать однозначно — имя запоминается!

Реклама
Здесь можно посмотреть другие его работы).

Но на вопрос: «А хочется повесить это дома?» — затруднительно дать ответ. Это уж слишком (по крайней мере, для меня)! Хотя у меня есть статуэтка, доставшаяся по случаю, тоже сюрреалистичная (я ее зову «Несущая», а можно назвать «Судьба женщины»).

Может быть, картина хорошо впишется в интерьер кабинета сексопатолога (в качестве теста для клиентов: «Что вы здесь видите?» — если ничего, кроме тряпок, овощей и фруктов — пациента надо лечить). Весьма вероятно — для увеселительных заведений типа стрипклубов. Очень может быть — для музеев.

В море произведений искусства каждый выбирает себе то, что соответствует его эстетическим взглядам, настроению, финансовым и прочим возможностям. Выбрать есть из чего — достаточно пройтись по сайтам художников. У вас в городе наверняка найдется несколько художников и скульпторов, произведения которых придутся вам по вкусу (и даже доступны по цене).

Реклама

Украшайте свой быт тем, что вам нравится, — это откроет для вас нечто совершенно уникальное, необычное, мир грез и фантазий, мир красок и пластики, новое видение окружающего!

Не заморачивайтесь понятиями: высокое искусство, китч, раритет — формируйте свои вкусы. Со временем все встанет на свои места, и очень может быть, что бабушкины слоники с диванной полочки станут антиквариатом, так же как и нарисованная на картоне лебедушка с братцем Иванушкой.

Реклама