Почему нет хороших книг?

Реклама
Грандмастер

Не первый раз ухожу из книжного магазина, ничего не купив. Выбор книг там, конечно, есть. И все издано прекрасно: отличная бумага, удобная верстка текста, красочные иллюстрации, «приваренная» термопластом качественная полимерная пленка на обложке… Просто приятно взять в руки и полистать. Беру, листаю, наугад читаю и ставлю обратно на полку — совсем не то, что хочется унести домой и вдумчиво прочитать от начала и до конца.

Странное ощущение испытываешь в нынешнем книжном магазине. В нем совершенно нет покупателей. Лишь изредка кто-то зайдет. Пустота и какая-то гнетущая атмосфера. Где очереди за книгами, которые были во времена СССР?

Старшее поколение эти очереди помнит. Надо было занять в ней место с вечера, пару раз вернуться ночью на пересчет, не проспать утром открытие магазина и молить бога, чтобы «досталось» хоть что-то купить. Народ сметал тогда с полок книжных магазинов буквально все — оставались только книги на «забугорных» языках. Мы тогда мечтали в очередях о том, что когда-то ведь наступит райское книжное изобилие.

И вот оно пришло, никаких чернильных номерков на ладони, никаких перекличек и очередей — заходи, выбирай, покупай! Но вся беда в том, что выбрать не из чего — в продаже готовая макулатура для переработки в чистую бумагу. Однако цена этого бездарного чтива ошеломляет.

Реклама

Понятно, что прекрасно изданные книги и будут стоить дорого. И не жалко потратить отнюдь не лишние по нынешним временам деньги. Жалко изводить свое личное время на чтение книг об окололитературной чепухе крайне низкого толка.

О чем сейчас чаще всего пишут? Романы и повести о любви. Как же без неё? Во все времена любовь интересовала человечество. Зов природы к размножению. Но в том-то и дело, что авторы не углубляются в эмоции и чувства героев, не дают пищу для размышлений, а просто описывают постельные сцены, смакуя их.

Реклама

Нынешнего читателя такое чтиво не заинтересует. Зачем тратить деньги, если в Интернете можно увидеть процесс размножения во всех подробностях? Издатели поняли этот момент и стали наполнять книги рекламой. Иногда она не только на обложке и на первой странице, но и разбросана по всей книге вперемежку с эротическими фото и картинками. И это талантливая литература?!

Я не ханжа. Но мне все же как-то не по себе читать в книгах мат прямым текстом (а книг с такими «перлами» нынче выходит предостаточно). Конечно, есть и более корректные авторы. У них половой акт в книгах без мата, но обозначается в диалогах героев современным словом «трахнуться». О каких уж там высоких чувствах говорить, если герои на первом же свидании употребляют это слово?

Реклама

СССР был самой читающей страной в мире. Не стало великой страны, сменился общественный строй. Какое поколение нынче растет? Молодежь совершенно ничего из литературы не читает. Если кто-то и читает, то книжонки карманного формата на один раз. Да и то в общественном транспорте, если забыл дома плеер с наушниками.

Реклама

А что такое литература карманного формата? Это, как правило, закрученный детектив с убийствами, сексом, погонями и легкими деньгами. Все это подается на страницах с самыми красочными описаниями и с лошадиными дозами смакования. Неужели перевелись талантливые писатели?

Они есть, но издавать их не будут. Почему? Фамилии не раскручены, никто не станет покупать. Как вариант, автору в издательстве предлагают сделку. Выглядит она так. Мы заменим вашу фамилию на хорошо раскрученную, а вы получите некоторый процент с продажи. Приходится соглашаться на это условие и писать явную чепуху, востребованную некоторой частью читателей.

Грустно все это. А смешно то, что автор с раскрученной фамилией (обычно вымышленный издательством) якобы пишет по сотне книг за год. Ну, прямо многостаночник времен развитого социализма! А литературные «негры» остаются неизвестными и получают крохи от продажи.

Реклама

Правда, можно издать книгу за свой счет. Такой вариант тоже нынче есть. Но тут сложная проблема с тиражом. Тираж в сто экземпляров не покроет ваши расходы. Заказать тысячу? Или больше? Но такой тираж не возьмет на реализацию книжный магазин. Причины понятные: автор неизвестен, продажа будет заведомо минимальной. Продавать самому? Но в таком случае вы становитесь частным предпринимателем со всеми неприятностями от налоговой инспекции. На кой черт тогда портить себе нервы?

Что же остается?

Реклама

Хорошей литературы (талантливо написанной) не стало — ее выдавил на обочину бизнес, где не важно, какую ерунду печатать, а важно, чтобы это покупали.

Кино почти умерло. В городах с населением до ста тысяч человек кинотеатров уже нет.

Телевидение? На его каналах преимущественно развлекательные шоу. Литературой на ТВ даже не пахнет.

Интернет? Да, он развивается. Но представляет собой мусорное ведро. Разумеется, на некоторых сайтах иногда удается найти литературу хорошего толка. Но эти сайты долго не живут без рекламных денег. Стоит же появиться там рекламе, как она начинает опошлять литературу своим содержимым. Заходить на сайт тогда уже не хочется.

Реклама