Хотя, конечно, существуют образовательные структуры, в которых якобы учат на писателя и поэта. Но парадокс в том, что не учат, а просто «натаскивают» складывать из слов подобие творческих произведений. Не верите? Все лауреаты Нобелевской премии в области литературы никаких «писательских» институтов не кончали. Им не нужен был «литературный» диплом, они и без него прекрасно писали.
Дошло уже в наш век и до некоего маразма — попыток создать устройство, которое бы занималось творческим трудом.
Сначала появились роботы-музыканты. Сейчас они стоят на сцене во многих ресторанах. Фигура, вроде бы, человеческая. Но все остальное — механическое и электронное. Они заменили собой музыкальные автоматы — большие ящики с перечнем мелодий с кнопками, где нужно было выбрать мелодию, бросить в прорезь монету и нажать кнопку. Существовала там и крупная кнопка, которую нажимали, если бросали сразу пригоршню монет одну за другой, чтобы автомат проиграл все мелодии. Никакого творчества и в помине не было.
Потом появились автоматы-художники. Тут нужно было в прорезь сунуть свою фотографию определенного размера, далее — монету, и нажать кнопку. Через энное время автомат выдавал карандашный рисунок вашего лица. Весьма далекий по качеству и похожести от оригинала.
Ясное дело, что такие и подобные им автоматы лишь имитировали творчество. Они не могли отойти ни на шаг от заложенной программы. Так что заявления некоторых изобретателей о возможности появления в текущем десятилетии робота-писателя принимали и принимают в обществе как глупый розыгрыш.
В принципе, робот может имитировать писательский труд. Например, копированием и выдачей на принтер уже заложенных в его памяти рассказов. Иллюзия творчества будет довольно эффектной для публики. Но не более того.
И вдруг появилась сенсация.
Программисты университета города Хакодате (Япония) на пресс-конференции заявили, что создали робота-писателя, который использует зачатки искусственного разума
и пишет уникальные рассказы. Такие, которые не находятся потом в Сети программами поиска плагиата.
Но какой смысл воровать низкопробный машинный текст и размещать его в Интернете как свой?
Разбирающиеся в программировании и писательстве люди лишь покрутили пальцем у виска, услышав про робота-писателя. Разумеется, можно в базу данных роботу внести весь словарь, можно записать там даже устойчивые в обращениях фразы и наборы фраз смыслового толка. Можно пометить сюжеты, создать главных и второстепенных героев. Мешаниной слов, героев и сюжетов робот «напишет» некий текст.
Именно для «мешанины» нужен хоть какой-то интеллект. Пусть и примитивный. Но придать каждому рассказу определенный стиль, влить в него чувства и эмоции машина не в состоянии. Это доступно только человеку. И то далеко не каждому, а только тому, кто чувствует нюансы слова, умеет с ними филигранно обращаться. Это относится к теме «Талант». Возможен ли талант у машины?
При некотором усложнении робота-писателя, можно ожидать более «читабельное» чтиво карманного формата, которое «проглатывается», скажем, в поезде. При этом в голове после чтения ничего не остается. Ясно, что Нобелевскую премию такое «произведение» никогда не получит. Серая поделка на потоке в СССР называлась ширпотребом. На Западе для поделок тоже есть название, которое стыдно тут обозначить, поскольку оно связано с туалетом.
Но вопрос «Заменят ли писателей роботы?» остается открытым. Почему? По той причине, что кое-кому из изобретателей очень хочется верить в чудо и возможность «срубить» кучу денег на нем. Вечный двигатель уже делали сотни раз. В итоге признали, что законы физики не обмануть. В патентных бюро всего мира теперь заявки на вечный двигатель не рассматривают, сразу бросают их в мусорную корзину. Думаю, там место будет и для идеи создания робота-писателя с якобы самостоятельным творческим подходом.