Рубенс, «Агарь». Что с ней случилось?

Реклама
Грандмастер

Библейская легенда об Авраме, Саре и Агари была основой сюжетов картин многих художников. В их числе был и Питер Пауль Рубенс — великий фламандец, творивший в конце XVI, начале XVII веков.

Впервые имя Аврам упоминается в 11 главе книги Бытие, стих 26:

«Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама…»

В стихе 29 появляется Сара:

«…имя жены Аврамовой — Сара».

И далее в стихе 30:

«И Сара была неплодна и бездетна».

Прошло время, Аврам воевал с соседями, одолел их, стал богатым, но у него нет детей, некому наследовать его имущество. Аврам жалуется Господу:

«Владыка Господи! Я остаюсь бездетным…» (гл. 15, ст. 2).

На это Господь отвечает (гл. 15, ст. 4):

«И было слово Господа к нему, и сказано: …кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником».

Идет время, а детей у Сары все еще нет. Драма начинается в тот момент, когда:

«…сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рожать; войди же к служанке моей; может быть, я буду иметь детей от нее».

Реклама
(Бытие, гл. 16, ст. 2)

Ее служанка — Агарь, египтянка. О ее возрасте ничего неизвестно, но, вероятнее всего, ей было от 16 до 20 лет.

Аврам не стал сопротивляться, он «вошел к Агари, и она зачала» (Бытие, гл. 16, ст. 4).

Агарь забеременела и так возгордилась этим, что начала с презрением относиться к своей госпоже. Саре это показалось очень обидным, она пожаловалась мужу, а тот сказал ей: служанка твоя, делай с ней, что хочешь. И Сара превратила жизнь Агари в такой ад, что Агарь убежала из дома.

Но в пустыне ее нашел ангел, который убедил ее вернуться к хозяйке и покориться ей. Агарь вернулась.

Прошло пятнадцать лет (или около того). Господь внял молитвам стариков: Сара забеременела и родила Исаака. Теперь в доме было два ребенка: старший от Агари (Измаил) и младший от Сары (Исаак).

Реклама

И случилось то, что обычно происходит в семьях: старший начал насмехаться над младшим. Сара опять заявила Авраму, что она не хочет терпеть возле себя ни Агарь, ни ее сына. Аврам не возражал (видимо, по старости ему хотелось в доме покоя, а не вечных ссор и недовольства). И хотя ему это было не очень приятно (все-таки Агарь доставила ему несколько мгновений удовольствия и родила сына), он отправляет Агарь, выгоняет ее.

Реклама

Две картины Рубенса показывают событие до рождения Измаила. На первой (по дате написания) — Аврам, Сара, Агарь. Солнце садится, холмы отбрасывают густую тень. На пороге дома — седобородый старец Аврам, рядом с ним Сара, его жена. Сара возбуждена, она настолько зла, что готова ударить Агарь и уже занесла руку. И поза у нее атакующая: левая нога несколько впереди, она подобрала платье, еще секунда — и она ринется на Агарь.

Реклама

Аврам сохраняет спокойствие, смотрит, чем все это кончится. Агарь пытается утихомирить разбушевавшуюся хозяйку — об этом говорит ее правая рука. И вся ее поза: «Да я сейчас уйду!»

(Насколько же надо было настроить против себя Сару, что она выгоняет из дома беременную — неописуемая жестокость, хотя именно она, Сара, хотела такого наследника!)

Реклама

В ссоре участвует еще один персонаж, который явно не любит Агарь: пес заливается лаем, скалится на нее.

Агарь уходит, убегает. Убегает в пустыню. Она страшно обижена. Она устала, присела на какие-то камни. Вся вода выпита, пустой кувшин валяется в стороне. Она не знает, что будет дальше.

Реклама

Все закончилось благополучно: ангел Господень нашел Агарь в пустыне, уговорил ее вернуться к госпоже, то есть — к Саре. И она жила в доме Аврама еще полтора десятка лет, пока Сара не родила Исаака и Исаак не подрос. И последовало второе изгнание Агари, уже без возврата в дом Аврама.

Реклама