Кто был его учителем — неизвестно. Искусствоведы обнаруживают в его картинах влияние Хендрика Аэртса, Питера ван Бронкхорста, Бартоломеуса ван Бассена.
В 1639 году он регистрируется в гильдии св. Луки Миддельбурга, пишет архитектурные картины. От картины к картине его рисунок упрощается, становится тяжелее и ближе к оригиналам.
Художник не писал натюрморты, жанровые сценки — видимо, его тяготили тесные рамки маленьких помещений. Он писал либо архитектурные ансамбли, либо роскошные просторные интерьеры дворцов. В его картинах присутствуют и люди (и собаки), но они служат как бы соусом к основному блюду — громадным сооружениям с мощными колоннами, с уходящими вдаль аркадами и колоннадами. А люди только подчеркивали величие архитектуры.
«Архитектурная фантазия с Иефаем и его дочерью»
Иефай — библейский персонаж, военачальник иудеев, который дал обет: если он победит противника, то принесет в жертву того, кто его встретит. На полотне — возвращение Иефая. Он со своей свитой — слева. А прямо перед ним — его единственная дочь, которая вышла его встречать.
В библейском рассказе нет ясности: принес Иефай дочь в жертву или нет. А для художника эта легенда — только обрамление фантастического архитектурного ансамбля: протяженные анфилады колонн и гигантские статуи на портиках.
«Фантазия: вид дворца с элегантными фигурами»
Очевиден замысел живописца — показать, как бы мог выглядеть роскошный дворец: колонны цветного мрамора, мозаичные полы, вдали — бесконечная колоннада, шпили над зданием… А человеческие фигуры — только чтобы оживить картинку.
«Кавалеры развлекаются с монашками в роскошном зале дворца»
Эта картина почти выпадает из ряда архитектурных полотен художника, хотя фон, на котором показаны персонажи, — и архитектурный, и роскошный (именно поэтому «почти выпадает»). Это скорее жанровая сценка типа казарменной живописи, только что автор поместил своих героев в необычное место.
Что понудило Дирка написать такую картинку? Да еще с ярко выраженным антиклерикальным подтекстом? Надо полагать, это художественное воплощение услышанной истории. И самое пикантное здесь — военные развлекаются не с проститутками, что было обычным явлением, а с монашками!
А теперь вопрос: насколько это было правдиво? Была ли возможность у военных развлекаться в таком помещении? Ответ положительный, так как это люди, которые должны были охранять дворец. Хозяева отлучились по делам, а стражи использовали этот момент. То есть перед нами — нарушители воинской дисциплины. Мало того, они уже готовы осквернить супружеское ложе!
Картина похожа на этюд — очень мала по размеру. Может быть, художник намеревался получить заказ от одного из своих клиентов на полноразмерное полотно, но тот не решился навлечь на себя немилость церковников? Мы этого уже никогда не узнаем…
- Дирк ван Делен был владельцем библиотеки из 200 томов (классика, теология, история, голландская и французская литература), большой коллекции рисунков и гравюр.
- Художник был женат три раза, и в память о своих женах он оставил памятник, который находится в ратуше Арнемуйдена (памятник был закончен после его смерти).