Будущий художник родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов. Но посвятить себя только живописи долго не отваживался, и семь лет прослужил в канцелярии Министерства внутренних дел. В этот период Сверчков вольнослушателем прошел курс Академии художеств. Его работы, представленные на академических выставках, были замечены критикой, а он получил звание свободного художника портретной живописи и, оставив престижную службу, встал на тернистый путь живописца.
По приглашению коннозаводчиков и любителей лошадей молодой художник начинает написать портреты лучших отечественных рысаков. Он побывал на крупнейших российских конных заводах, окунулся в новую для себя социальную среду, много и с увлечением рисовал. В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» — напишет он впоследствии.
Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.
Сверчков работает в различных жанрах живописи. Охотно пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы
Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России
Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.
С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.
Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме
В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.
Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран, но, вот уж парадокс нашего времени, самая большая коллекция его работ (около 450 картин, акварелей, рисунков и литографий) находится в малодоступном для широкой публики Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени
Давно уже нет в живых художника, но продолжают мчаться написанные им кони. Работы художника можно посмотреть на сайте http://www.varvar.ru/