Речь пойдёт о вас, оказавшихся в новом регионе или стране, где есть любопытные достопримечательности. Такие как буддийские монастыри, дацаны («монашеские школы» — тиб.) или же просто маленькие дуганы (храмы). Предположим, вам захотелось просто погулять и осмотреть буддийский храм, и при этом не хочется заказывать никаких экскурсий, а служитель на входе в монастырь отлучился за кипяточком для доширака. Не беспокойтесь, не надо неловкости и боязни. Пойдёмте со мной.
Гороо.
Чаще всего буддийские храмы — это комплекс из нескольких зданий, всегда пусть за небольшим, но заборчиком с воротами. Центральные ворота, большие и красивые, расположены напротив входа в центральный храм (Цогчен дуган), и очень хорошо заметно, что здесь ходят редко, правда? Правильно, потому что эти ворота используются только во время больших праздников. Нам же с вами вот в эти, слева, что поскромнее, но зато с хорошо заметной «тропой».
Любые ворота — будь то вход на территорию буддийского монастыря или в храм, делятся на три части — центральную и две боковых. Нам с вами в левую дверь. И вот в эту самую минуту мы просто вспоминаем, как ходит солнце: слева направо. В любом монастыре или храмовом комплексе вы заметите, что вдоль забора идёт дорожка, а справа от неё расположены барабанчики на подставках, или же большие барабаны в специальных «беседках». Вы просто идёте по дорожке, повернув при входе налево. Слева направо, как солнце. Паломники и верующие таким образом совершают гороо — обход территории, при этом буддисты молятся и размышляют. Ритуальное гороо обычно совершается 3, 7, 12 раз — это так называемые «круглые» обрядовые числа. Пусть вы не буддист, но, если вы пришли сюда, чтобы просто осмотреть храм, будет неверно прямо и твёрдо направиться к нему. Вам нужно пойти по кругу, и, когда вы достигнете храма, вот тогда и любопытствуйте. Договорились?
Барабан. Не бить, а крутить.
На всём протяжении круга гороо справа, вот они — молитвенные барабаны (хурдэ). В этих барабанах расположены скрученные в свитки тексты священных имён или же молитв (мантр). Часто, выведенные на бумаге, папирусе или ткани, они «читаются» на нескольких языках. Как читаются? Вы просто крутите ось барабана или его, упитанного, ручку сбоку, и текст с молитвой крутится внутри многократно. Сам текст вы не увидите.
Здравствуйте, тигры и львы.
Если храмовый комплекс или дацан большой и населённый хувараками (учениками), то на вашем пути по кругу встретятся скромные домики, доброжелательные молчаливые юноши, часто в очках, а может, и собаки, что доброжелательно жмурятся на солнечный круг, пока вы идёте по своему кругу.
Приближаясь к храмам, вы заметите ритуальные сооружения белого цвета — ступы (субурганы) — это священное место, энергетический посыл, одновременно символизирующий гору Меру, своего рода перекрёсток трёх миров. Ступы посвящаются божествам, знаковым событиям и ламам-подвижникам.
А вот и центральный храм, Цогчен-дуган. Перед ним, на небольшом расстоянии, мы видим двух тигров, усатых-полосатых, но из камня. Пасти открыты, клыки здоровы. Красивые. Обниматься с ними не стоит, их нельзя отвлекать: тигры символизируют защиту от злых духов, у них серьёзная работа. А если говорить чуть более строгим голосом — вы должны помнить, что на всей территории буддийских монастырей и храмовых комплексов не приветствуется фото- и видеосъёмка. Созерцайте, размышляйте, но оставляйте всё, что видите, здесь. На своём месте. Впрочем, в местах, часто посещаемых туристами, вы обязательно увидите таблички с соответствующими предупреждениями. Но вам читать таблички ни к чему — вы прочитали этот текст и чувствуете себя вполне комфортно. К тому же, замечу, что ни на территории монастыря, ни в храмах, вам, в любом случае, никто ничего не скажет, и даже не посмотрит осуждающе. Но всё же…
Вот эти белые сердитые львы прямо у ступеней храма — защитники учения (дхармы).
В храм мы заходим в какую из дверей? Правильно, в левую. И проходим помещение храма точно также — слева направо, покидая его через левую, опять же (теперь уже с внутренней стороны) дверь.
В храме вдоль стен вы увидите скамеечки. Не стесняйтесь, присядьте и посидите столько, сколько вам хочется. На всякий случай проведите рукой по волосам — там не должно быть, даже по забывчивости, головного убора или платка — ни у мужчин, ни у женщин.
Солнце закатилось.
Не стесняйтесь спросить в храме о том, что вам интересно — если к вам не подходят и ничего не предлагают (не объясняют), это вовсе не означает, что вы безразличны служителям храма.
А вот когда вы покинули храм в задумчивости, не забудьте: мы движемся по солнцу, слева направо. Так мы завершаем своё гороо и возвращаемся к воротам, в которые вошли. Смотрите-ка: служитель, отлучившийся за кипяточком, уже отобедал, и благостно щурится сквозь солнечный свет в вашу сторону. Вы получили много новых впечатлений, и обсуждать их мы не станем. А вот добродушному служителю можно на прощание высказать благопожелание, к примеру, самое распространённое — Да будет благо. Или вот так: Сарва мангалам.