«Still I’m Sad» (1965)
Постепенно у музыкантов проснулись собственные авторские амбиции. Первой песней, которую YARDBIRDS сочинили без посторонней помощи, стала «Still I’m Sad» («Я всё ещё грущу»).
Своему названию песня отвечала на 200%. И без того унылое настроение этой баллады многократно усиливалось тоскливо-гудящим распевом, который вызывал ассоциации то с прериями Дикого Запада, то с пустынями Ближнего Востока, то с григорианскими хоралами монастырей. Слова сочинил басист Сэмвелл-Смит — и с этого момента стал главным текстовиком оригинальных композиций группы.
Перевод — отсюда:
Смотри, звёзды падают с неба.
Мягко пролетая, они высушат поцелуями твои слёзы.
Смотри, ветер прилетел, мягко сдувает
Волосы от твоего лица.
И дождь приходит, падая вниз
Своим безумным способом.
И всё же мне грустно…
Хотя «Still I’m Sad» вышла на обратной стороне сингла «Evil Hearted You», она тоже угодила в хит-парады, а со временем оказалась даже более популярной, чем заглавная композиция. Взять хотя бы каверы от таких разных групп, как RAINBOW (1975) и BONEY M (1977).
Интересно, что на дебютном альбоме RAINBOW Ричи Блэкмор записал «Still I’m Sad» как инструментал, но в 1990-е она уже исполнялась на концертах группы как полноценная песня.
Ну, и разумеется, не мог остаться в стороне и коллектив GREGORIAN, перепевающий поп-хиты в стиле хоралов.
«Shapes of Things» (1966)
Сами же YARDBIRDS считали пиком своей творческой карьеры песню «Shapes of Things», и многие музыкальные критики с этим согласны. Некоторые даже утверждают, что «Формы вещей» — можно считать первой композицией, записанной в жанре психоделики (забавно, что этот причудливый стиль сформировался ещё до того, как рок-музыканты стали «расширять своё сознание» с помощью ЛСД).
Несмотря на то что главные новаторские идеи (искажённая гитара, обратная запись) принадлежали Беку, в написании «Shapes of Things» участвовала вся группа.
Джим Маккарти:
«Мы начали с ритма, затем использовали басовый рифф из какой-то джазовой песни, потом добавили аккорды, и уже поверх этого Кит напел мелодию».
Тот же Маккарти утверждал, что по содержанию «Shapes of Things» — антивоенная песня, этакая реакция на войну во Вьетнаме. А вот непосредственный автор слов — Сэмвелл-Смит — больше настаивал на экологическом подтексте, направленном «против уничтожения нашей планеты». Впрочем, одно другому не противоречит — особенно, если вспомнить сотни гектаров вьетнамских лесов, выжженных американским напалмом.
Сингл «Shapes of Things» показал хорошие результаты (№ 3 в Британии, № 11 в США).
В 1968 году Джефф Бек перезапишет песню для своего сольного альбома. Предложение поступит от вокалиста его группы — Рода Стюарта, на что Бек ответит: «Тогда давай замедлим песню и сделаем её брутальной и злой».
«Mister, You’re a Better Man Than I» (1966)
Обратная сторона британского сингла «Shapes of Things» тоже не подкачала. На ней была записана ещё одна замечательная песня с ироничным названием «Mister, You’re a Better Man Than I» («Мистер, ты лучший человек, чем я»). В ней тоже затрагивались остросоциальные вопросы: можно ли оценивать внутренние качества человека по дороговизне одежды или цвету кожи? должны ли люди умирать ради короля и государства (странно только, почему не «королевы»)?
На этот раз песню сочинили не YARDBIRDS, а один из основателей группы MANFRED MANN — Майк Хагг, со своим братом Ронни. В 1969 году MANFRED MANN запишут и свою (очень непривычную) версию «Mister, You’re a Better Man Than I» (см. также каверы SHAM 69 и GROWING CONCERN).
«Over Under Sideways Down» (1966)
Были в творчестве YARDBIRDS и весёлые гедонистические песни. Например, «Over Under Sideways Down», посвящённая беззаботному времяпрепровождению — автомобилям, девушкам, пьянкам-гулянкам и прочему «делу молодому». По сути, этот сингл стал последним взлётом группы в верхние строчки хит-парадов (№ 10 в Британии, № 13 США).
«Happenings Ten Years Time Ago» (1966)
Летом 1966 года былое единство группы покачнулось — её ряды покинул Сэмвелл-Смит. На замену пришёл — кто бы вы думали? — Джими Пейдж, тот самый, что год назад взял самоотвод. Теперь ему захотелось живых выступлений и хоть какого-то творчества.
Не успел Джими прийти в группу, как в октябре YARDBIRDS оставил Джефф Бек. Редкой студийной записью, где Бек и Пейдж ещё играли вместе, стал сингл «Happenings Ten Years Time Ago».
В США он сумел добраться до 30-го места, а вот в Британии не смог попасть даже в ТОП-40. При этом многие критики считают, что этот психоделический сингл немного опередил своё время и является одним из самых недооценённых синглов 1960-х.
По утверждению музыкантов, песня рассказывала о реинкарнации и эффекте «дежавю» (когда ты узнаёшь вещи, которые в этой жизни видеть не мог).
«Ten Little Indians» (1967)
Последним синглом YARDBIRDS, который вообще смог попасть в хит-парад (99-е место в США), стала чужая песенка под названием «Десять маленьких индейцев». Да-да, она была одной из вариаций знаменитой считалочки «Десять негритят», хорошо знакомой по роману
Джими Пейдж возненавидел «Ten Little Indians» сразу («Вы только посмотрите на название… и ещё там были духовые»). Чтобы хоть как-то спасти эту «чрезвычайно глупую песню», он использовал весь арсенал технических средств — например, «обратное эхо». Это когда эхо после звука вырезается и ставится впереди звука, создавая ощущение, что мелодия звучит задом наперёд (ту же «фишку» Пейдж использует и в ЦЕППЕЛИНОВСКОЙ «Whole Lotta Love»). В итоге «опсиходеленная» «Ten Little Indians» получилась весьма любопытной (в ином случае я бы вообще о ней не рассказывал).
На этом сингле история оригинальных YARDBIRDS прервалась. В 1968 году группа распалась, но Пейдж, получивший права на название, попробовал замутить собственный проект NEW YARDBIRDS.
В ряды новой группы он рекрутировал старого знакомого Джона Пола Джонса (кстати, именно он сыграл на басу в «Happenings Ten Years Time Ago»), а также вокалиста Роберта Планта и барабанщика Джона Бонэма. Меломанам уже ясно, что вскоре эта четвёрка прогремит (в буквальном смысле этого слова) на весь мир под другим названием —
Что же касается YARDBIRDS, то в 1990-е группа неожиданно возродилась, а в 2003 году даже выпустила добротный альбом «Birdland». Правда, из старого состава в группу вошли только Крис Дрейя и Джим Маккарти (последний же стал и главным композитором).