Да и композиторам грех жаловаться — можно ли представить себе лучшую раскрутку музыки, чем регулярное проигрывание её по ТВ в течение целого сезона? Беда только в том, что сериальные мелодии нередко оказываются куда известнее своих авторов. О трёх таких мелодиях киномузыки мы здесь и поговорим.
«Agatha Christie’s Poirot Theme» (1989)
Моё отношение к детективному жанру всегда было специфическим. Читать детективы я, как правило, не любил («Шерлок Холмс» — редкое исключение), зато по ТВ всегда смотрел их с удовольствием. К ним относятся и произведения Агаты Кристи — благо экранизируют их с завидным постоянством. Насколько я слышал, писательницей эта английская леди была посредственной, зато в изобретении хитроумных преступлений явно была на высоте.
Порой мне даже кажется, что в этом плане она исчерпала жанр классического детектива. Достаточно упомянуть «Десять негритят» (где убийцей оказалась мнимая «жертва»), «Мышеловку» (где убийство «расследует» сам убийца), «Восточный экспресс» (где убийцами оказываются все присутствующие) или «Убийство Роджера Экройда» (где всё расследование описывается в дневнике некоего доктора, который посредством этого дневника (!) пытается скрыть, что убийца — он сам). Как шутил Умберто Эко, осталось сделать убийцей самого читателя (впрочем, в интерактивных книгах с альтернативными линиями сюжета и это возможно).
Но вернёмся к экранизациям. Думаю, мало кто будет спорить, что одной из лучших экранизаций Агаты Кристи стал сериал BBC про сыщика Эркюля Пуаро, которого блестяще сыграл Дэвид Суше. Кроме отличных актёров и талантливо воссозданной ретро-атмосферы, я сразу отметил музыку. Как правило, она была встроена в ткань сериала изящно и незаметно, но мелодию титульной заставки, уверен, вспомнят все.
Сочинил её (как и весь саундтрек к сезонам 1989−2004 г. г.) английский композитор Кристофер Ганнинг. Изначально он предложил продюсеру сериала — Брайану Истмену — целых четыре музыкальных темы. Хотя композитору больше нравилась первая, продюсер выбрал четвёртую — причём попросил, чтобы Ганнинг сделал её помрачнее. И в день премьеры сериала «Пуаро Агаты Кристи» (8 января 1989 года) зритель впервые услышал стильную саксофонную мелодию, чьи тревожные нотки сразу погружали в атмосферу загадочных преступлений 1930-х годов.
«Jeeves and Wooster Theme» (1990)
Моё знакомство с лёгкими и остроумными рассказами
Сериал, как и книги, оказался замечательным образчиком того, что принято называть «английским юмором» — его очарование крылось не в сюжетных поворотах (которые, надо признать, не отличались особой изобретательностью), а в блестяще прорисованных второстепенных деталях. Разумеется, огромная заслуга в успехе экранизации лежала на актёрах — прежде всего, на тандеме
Я тут же начал рекламировать «Дживса и Вустера» среди знакомых, однако специфический юмор забавлял далеко не всех. Зато одному моему приятелю сериал понравился настолько, что он тут же поставил на мобилку рингтон с главной музыкальной темой.
А история музыки такова: заразительную джазовую стилизацию с игривой скрипкой сочинила композитор Энн Дадли — специально для анимационной заставки. Аниматор Дерек Хейс вспоминал, что едва услышал эти водевильные звуки, как сразу увидел джаз-бэнд, нарисованный в стиле авангардной живописи 1920−30-х годов. При этом геометрические линии и фигуры постоянно были в движении, плавно перетекая в разные образы.
Заставка к «Дживсу и Вустеру» была высоко оценена специалистами. В 1993 году композицию Дадли и ролик Хейса номинировали на премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), и последний в своей номинации выиграл.
Ниже вы можете послушать, как минутную музыкальную заставку можно развить в 4,5 минуты развёрнутой джазовой импровизации.
Впрочем, бытующее сегодня мнение о джазе — как искусстве исключительно элитарном и сложном, изрядно бы удивило людей 1920−30-х годов. Для многих из них
«Bad Things» (2009)
В 2005 году американский кантри-певец Джейс Эверетт выпустил свой первый альбом. Был на нём и трек под названием «Bad Things» («Плохие вещи», или «Непристойности») — зловещий ритм-энд-блюз с порочно-сексуальным текстом.
В том же году эта композиция вышла на сингле, но ни в один хит-парад так и не попала. Окончательно кануть в Лету «Bad Things» помешал сериал «Настоящая кровь». Эта мистическая сага о вампирах, ведьмах и оборотнях тоже отличалась завидной брутальностью (вообще характерной для канала HBO), поэтому песня Эверетта прекрасно вписалась в качестве титульной темы.
Создатель сериала Алан Болл начал искать подходящую музыку ещё на стадии подготовки сценария. В свободное от работы время он заходил на iTunes, где и нашёл малоизвестную «Bad Things». Поначалу она была лишь одной из череды отобранных «кроваво-фантастических» песен. Но спустя время Болл заметил, что из его головы никак не уходят строчки:
Я хочу делать с тобой всякие непристойности,
Будет так хорошо, что ты не найдёшь слов…
…и решил, что «Bad Things» («дьявольское сочетание секса, угрозы, романтики и юмора»), действительно, идеально соответствует духу «Настоящей крови». Надо сказать, что и заставка, где звучит песня, вышла очень запоминающейся — эдакая жутковато-отвратительная изнанка провинциальной Америки.
Первый сезон сериала вышел в 2008 году, и «Bad Things» получила массовую известность. Правда, американские хит-парады продолжали её игнорировать, зато сингл с успехом издали в 2009 году в Европе. Он попал на 2-е место в Норвегии, в ТОП-30 Швеции и ТОП-50 Великобритании.
Свою дань песне Эверетта отдала и Шарлин Харрис — создательница серии романов «Вампирские тайны», по которым снималась «Настоящая кровь». Писательница упомянула «Bad Things» в очередной книге серии — «Мёртвая родня» (2010).
Что еще почитать по теме?
Кинохиты. Что мы знаем об истории композиций «Chariots Of Fire» и «Das Boot»?
Кинохиты. Какова история хита «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja» и других песен из к-ф «Танцор диско»?
Кинохиты. Под чью музыку шагал Дарт Вейдер и скакал Индиана Джонс?