В этот раз мы поговорим о трех картинах, в центре внимания которых известный постулат о неизбежности наказания и тщетности бегства от самих себя.
«Кольцо из Амстердама» (1981)
Режиссер фильма — Владимир Чеботарев. Кинопоиск причисляет этот фильм к приключенческому жанру киноискусства, хотя по факту перед нами криминальная драма. Речь в фильме о малодушном моряке дальнего плавания, который стал жертвой собственной тяги к красивой жизни.
Главный герой «морально разложился» еще на родном берегу, ведь даром что семьянин, но успел поволочиться за молодой юбкой. После и вовсе попал под дурное влияние ростовщика и коммерсанта, который морячка сначала деньгами проспонсировал на «Волгу», а там и с подельниками заморскими свел, подсказав, где можно рубли на доллары по выгодному курсу обменять. В порту
На самом деле, не начинаются. Фильм «Кольцо из Амстердама» — это, скорее, полнометражный очерк популярного в советское время журнала «Фитиль», авторы которого высмеивали бюрократов, нерадивых чиновников, нарушителей общественного порядка, тунеядцев и прочих несознательных граждан. Главный персонаж, чья вина лишь в том, что он захотел жить лучше, чем окружающие, многократно усиливается фактом продажи Родины, а это уже не просто статья, а расстрельная.
Вот и мыкается несчастный в исполнении Александра Збруева, не спит, ворочается, всё не знает, как же ему теперь в лицо своим товарищам смотреть. Из приключений здесь пара драк, шпионы больше говорят да уговаривают, нежели применяют грубую силу, а бравые чекисты и вовсе находятся в тени, ожидая, пока заинтересованные стороны сами себя изведут — то ли из жадности, то ли из угрызений совести…
«Охота на лис» (1980)
Режиссер — Вадим Абдрашитов. Помнится, герой драмы «Средь бела дня», сыгранный В. Золотухиным, пострадал от рук закона за непреднамеренное убийство хулигана на пляже. У Абдрашитова всё наоборот: работяга, избитый поздним вечером в парке двумя молодчиками, испытывает моральное удовлетворение, когда его обидчик садится сначала на скамью подсудимых, а затем отправляется за решетку.
Однако первоначальное чувство эйфории от якобы восторжествовавшей справедливости сменяется для главного героя чувством дезориентации. Казалось бы, наши победили, раны зажили, драчун отбывает положенный срок, но что-то в жизни ответственного семьянина, заслуженного работника и спортсмена-любителя сломалось раз и навсегда.
Довольно смелый кинопроект для своего времени, учитывая, что «Охота на лис», маскируясь под социальную драму отдельного субъекта, очевидно намекает на общую усталость и растерянность советского общества: в какой-то момент стало непонятно, куда бежать, к чему стремиться и где-то самое «светлое будущее», о котором так много и долго талдычили наверху.
Идеологически двусмысленный сюжет кроили, режиссера увольняли, ленту согласовывали и пересогласовывали, однако так и не смогли выковырять из сценария «опасные мысли» — те самые, что написаны на лице у главного героя, покидающего кадр в конце фильма.
Отдельным и не менее важным элементом фильма стала музыка Эдуарда Артемьева — композитора, чье творчество неразрывно связано с творчеством Михалкова, Тарковского, Шахназарова и прочих именитых советских кинорежиссеров.
«Срок давности» (1983)
Режиссер — Леонид Агранович. Сюжет начинается в том самом месте, где ломается жизнь главного героя: Гриша Бозовкин, придя домой с арбузом под мышкой, застукал свою жену в компании соседа и без разговоров приступил к рукоприкладству.
Уже имея тюремный опыт, Григорий, не дожидаясь суда и следствия, кинулся в бега. Наспех собрав вещи, он пообещал любимой вернуться и отправился путешествовать по стране без документов, денег и каких-либо перспектив. Однажды ему даже удалось устроиться на вахтенную работу, где он крадет чужой паспорт. Бозовкин стал другим человеком, но есть ли срок давности по собственным угрызениям совести?
Несмотря на то что скончался советский режиссер и кинодраматург Леонид Агранович в 2011 году, именно лентой «Срок давности» 1983 года он официально закончил свою карьеру в кино. В отличие от вышеупомянутой «Охоты на лис» работа Аграновича «двигается в правильном направлении». Зритель подспудно всю дорогу осуждает Гришу Бозовкина в блестящем исполнении
В качестве итога: если вообще есть смысл сравнивать персонажей вышеперечисленных картин, то, пожалуй, персонажу «Срока давности» пришлось тяжелее всех, ведь он был вынужден нести бремя собственных прегрешений на протяжении многих лет, не смея нарушить молчание. Однако в борьбе с совестью все три главных героя проиграли, лишний раз доказав, что от себя любимого не убежишь.
Что еще почитать по теме?
Советский детектив «Вход в лабиринт». Почему не удалась последняя экранизация Вайнеров?
«Обнаженная в шляпе» — первый постсоветский эротический детектив?
«Возвращение «Святого Луки» (1970). Детектив, которого не было?