Темы из к-ф «Звёздные войны» (1977, 1980)
Начну я, разумеется, с франшизы «Звёздные войны», в своё время перевернувшей представления о возможностях кинофантастики. Возможно, посмотри я картину вовремя, в бытность неизбалованным советским ребёнком, то испытал бы не меньший восторг, чем зарубежные сверстники. Но тогда словосочетание «Звёздные войны» в СССР ассоциировалось, прежде всего, с космической оборонной системой США, которую президент Рейган создавал, сами понимаете, против кого и чего.
Впервые знаменитый фильм Джорджа Лукаса я посмотрел в 1990-е и испытал глубочайшее разочарование. Дело даже не в том, что «Звёздные войны» оказались детской сказкой в упаковке космической фантастики: мечи стали лазерными, а коней сменили звездолёты. Просто сама сказка вышла крайне примитивной и даже до пародии не дотягивала. Как её смотрят взрослые люди, даже ума не приложу. Впрочем, ни к актёрам, ни к спецэффектам, ни к музыке претензий нет…
Кандидатуру Джона Уильямса Лукасу порекомендовал не кто иной, как Спилберг (композитор как раз получил свой второй «Оскар» за саундтрек к фильму Спилберга «Челюсти»).
Несмотря на космический антураж, Лукас сразу отказался от синтезаторного «инопланетного» звучания. Ему хотелось патетической оркестровки — видимо, чтобы подчеркнуть традиционность самого сюжета. Сначала он просто подобрал для Уильямса подходящие симфонические мелодии, чтобы тот их творчески обработал. Однако известный композитор настоял на том, что музыка должна быть оригинальной.
Без влияния классики тоже не обошлось. Считается, что, сочиняя знаменитую заглавную тему «Звёздных войн», Уильямс вдохновлялся саундтреком
Тема Уильямса с пышным «вагнеровским» звучанием станет «визитной карточкой» всей космической франшизы. В 1977 году — сразу после выхода первого фильма «Звёздные войны: Новая надежда» — музыкант под ником Meco сделает из «Main Title Star Wars» успешный диско-кавер. Композиция не просто возглавит американский топ
Успешен будет и оригинальный саундтрек Уильямса (№ 10 США). Он выйдет сразу на двух логплеях — причём пластинки будут иметь странную нумерацию сторон: первая — «1» и «4», вторая — «2» и «3». Данная уловка предназначалась для автопроигрывателей и позволяла прослушать две стороны подряд, не переворачивая дисков.
Не менее (а, может, даже более) узнаваемой композицией франшизы стал «Имперский марш», прозвучавший во втором фильме — «Звёздные войны: Империя наносит ответный удар» (1980). У меня он почему-то всегда вызывал ассоциации с «Блокадной симфонией» Шостаковича (ну, там, где фашисты наступают). В фильме Лукаса тоже есть свой «фашист» — тёмный рыцарь Дарт Вейдер, который под этот «Марш», как правило, появляется (недаром его окрестили «Темой Дарта Вейдера»).
Грозную музыку быстро оценили американские спортсмены и болельщики — её часто играют на стадионах с целью «устрашения» соперников.
Наиболее остроумно «The Imperial March» использовали в 2014 году — во время референдума о независимости Шотландии. Когда депутаты, не желавшие отделения региона, приехали в Глазго, их встретили сторонники независимости, которые включили «Имперский марш» и начали иронически восклицать: «Ваши имперские владыки прибыли, шотландские ублюдки! Поклонись имперским владыкам!»
И ещё. Несмотря на популярность «Титульной темы» и «Марша», сам Уильямс заявлял, что лично ему в «Звёздных войнах» больше всего нравится тема Йоды.
Тема из к-ф «Индиана Джонс» (1981)
В творчестве Уильямса есть ещё один очень известный марш. В оригинале он называется «The Raiders March» («Марш искателей»), хотя проще будет сказать, что это главная тема франшизы Стивена Спилберга об авантюристе-археологе Индиане Джонсе.
Д. Уильямс:
«Моя задача состояла в том, чтобы создать узнаваемую тему, которая звучала бы всякий раз, когда герой Харрисона Форда скачет на лошади или делает что-то героическое. Помню, как сыграл Спилбергу пару набросков на ф-но. Ему понравились оба, и он сказал: „Почему бы тебе их не объединить?“ Так две мелодии стали главной темой, которую мы сегодня знаем как „Марш искателей“. Интересно, что мелодия „Марша“ очень проста, но как раз такие простые фрагменты отнимают у меня больше времени, чем что-либо ещё».Реклама
В итоге «The Raiders March» состоял как бы из 3-х частей. Он начинался героической темой Джонса, затем переходил в тему Мэрион, а потом снова возвращался к теме Джонса.
«Марш искателей» мы будем слышать и в последующих фильмах франшизы. А тогда — в 1981 году — Уильямс точно бы получил за него очередной «Оскар», не встань на пути композитор Вангелис со своими «Огненными колесницами».