Действо это было похоже на современный карнавал: египтяне надевали личины-маски и проходили праздничным шествием по всему городу. За этим следовали пляски, пиршества и таинства, о сущности которых могут лишь догадываться современные учёные-археологи, проводя раскопки в Древнем Египте.
В Древних Фивах и Мемфисе тоже были праздничные шествия с участием всего народа, эти картины запечатлены на барельефах. И когда рассматриваешь их, ты словно соприкасаешься с историей, перед твоими глазами мелькают картины прошлого, прямыми свидетелями которого и были эти древние барельефы. Празднества эти назывались Новолетие, в них отмечали переход от Старого года к Новому. В праздновании Нового года
принимали участие только мужчины: женщины в те времена вели полузатворнический образ жизни и редко появлялись в общественных местах.Первые празднества, похожие на современные святки, появились в Византии. Здесь же, в Восточной части Римской империи, зародились и знаменитые святочные гадания. Проходили они следующим образом: византийки собирались в условленном заранее месте и складывали в один сосуд перстни, серьги и монеты. Сосуд этот предварительно наполняли водой, так как ещё древние народы верили в то, что вода является носителем информации о прошлом, настоящем и будущем человека, да и мира в целом. Византийки сопровождали эти гадания своеобразными песнями- заклинаниями, затем по очереди вынимали предметы из сосуда и узнавали свою судьбу.
В IV веке н. э к власти в Византии приходит император Константин Великий
, он вводит в этом государстве христианство и пытается бороться с языческими мистериями. Несмотря на все меры, предпринятые императором против язычества, справиться с этим явлением в жизни народа он так и не смог. Тогда Константин решил хоть как-то ограничить эти народные бесчинства и разнузданные, с точки зрения христианина, гулянья.Он приказал перенести празднование, которое у византийцев назывались днями Солнца, с июля на январь и назвать их календом, и праздновать их теперь надо было 1−5 января. В эти дни можно было посещать родственников и знакомых, поздравлять их с праздником. Даже юноши в день календ могли освобождаться от отцовской опеки и участвовать в маскарадах.
Правители Византийской империи, которые правили после Константина Багрянородного, по-разному относились к христианству. Был среди Византийских императоров Юлиан- отступник, который хотел возродить язычество. Правда, продолжалось это недолго, уже при императоре Феодосии I началось мощное возрождение христианства. Под страхом смерти в Византии запрещались языческие жертвоприношения, храмы язычников разрушались, введены были огромные штрафы за поклонение языческим богам.
В дальнейшем императоры-христиане предприняли ряд мер, нацеленных на полное искоренение язычества. Наряду с этим были введены христианские праздники — Богоявление, Рождество и Пасха, христианская церковь полностью поддерживала начинание императоров. Первые проповедники надеялись, что эти святые праздники со временем заменят языческие мистерии, и народ обратится к духовным ценностям, а не будет превозносить и почитать лишь телесные радости.