Появится ли на свете Ваучер Ваучерович?

Реклама
Грандмастер

26 сентября 1992 года, 15 лет назад, появилось короткое сообщение: «Молодые супруги с Уралмаша решили назвать только что родившегося сынишку Ваучером». В органах ЗАГСа в те времена особо не смотрели на то, какое имя родители дают своему ребенку, как говаривал дед Щукарь «Хучь горшком назови, только в печку не ставь».

Стало быть, сегодня Ваучеру 15 лет. Каким он стал? Высоким, широкоплечим, или же, если родители еле сводят концы с концами, поджарым, сухощавым. Возможно, к нему уже пришла первая любовь. И его любимая девочка называет его нежно-нежно, на американский манер: «В-а-у!».

Не исключено, что родители мальчика давно плюнули на свою падкость к звучным и непонятным словам и «переименовали» сына. А если нет, то хочу рассказать парню сказочку о том, откуда пошло его имя…

Реклама

Идея «ограбить народ» пришла к людям, которые называли себя демократами, практически сразу после того, когда зашаталась могучая страна, которую не без ехидства охарактеризовали империей, и самые быстрые и ловкие начали вскарабкиваться на плечи, шеи, головы тех, кто в этой яростной буче не сразу сориентировался. Представьте себе картинку: ваш дом стоит у подножия горы. Метеорологи предсказали наводнение огромной силы. Кто-то им верит, кто-то нет, но вы видите, как пока основная масса «спит», ловкачи начинают забираться на вершину горы. Попутно прихватив кое-что из вашего имущества: зонтик, чтобы не страдать от дождя, корзинку с едой, которую вы приготовили для пикника. А вот бабушку вашу они не захватили. Зачем им бабушка?!

Реклама

Между тем, идея использовать ваучеры пришла в эти «светлые головы» не сразу. Поначалу они решили действовать по старинке: ставить в паспорте штамп о том, что государство выдает на приватизацию такое-то количество денег. Но тут на дыбы встало МВД, мол, братцы, а делиться, кто будет?

Тогда был продуман другой вариант — завести именной приватизационный чек в банке, чтобы люди осаждали эти учреждения, увивая их очередями. Но что такое счет в банке? Все равно придется отдавать. Если положили те же 10 тысяч «виртуальных» рублей, отдавать придется самыми что ни на есть натуральные. И кто знает, как бы сложилось? Вдруг народ пошел бы штурмом, особенно если учитывать тот факт, что советские накопления отдавать так никто и не собирался.

Реклама

В результате взяли на вооружение польскую идею. Именно в этой восточноевропейской стране более нас, русских, штудировали книгу великого сказочника Николая Носова «Незнайка на Луне». Помните красивые бумажки, которые скупали лунные коротышки в надежде обменять их на самые настоящие земные семена, чтобы на дачах и огородах выросли гигантские плоды? Такие «веселые картинки» появились именно в Польше, где каждому гражданину вручали право на приватизацию в виде ваучера. Но разве не мы с вами, как сказочные лунные коротышки, мечтали о том, что наши розово-зеленые бумажки с изображением Белого дома и надписью «10000» через год-два, а лучше прямо завтра, материализуются в плотные хрустящие купюры, желательно зеленого цвета и с изображением президента Линкольна?

Реклама

Для того чтобы «фантик» получился красивым и «надежным», обратили свой взор на Швейцарию. Помните слоган? 100-процентную гарантию может дать только швейцарский банк. Они все учли, любители запустить руку в чужой карман. И даже психологический аспект, заказав дизайн в швейцарской компании Deloitte Touche Tohmatsu. И эта загадочная цифра 10000 наполняла сердца людей предчувствием радости. И казалось: еще два нолика, и я уже миллионер! Вот-вот, и мечта идиота сбудется!

Это потом пришло отрезвление. Кто-то успел сбагрить фантики за более менее приличные деньги (от 10 до 100 рублей), кое-кто из практичных «выручал» за два ваучера две бутылки водки, иные клевали на объявления типа «Меняю ваучер на китайский пуховик». Но самые сомневающиеся буратины запрятали подарок из Швейцарии в шкафчики и шкатулочки, где хранилось самое ценное. Я, мол, посмотрю, что будет с ваучерами через год-другой. Вдруг удастся продать за 100−150 тысяч?

Реклама

Не удалось! Потому что вскоре, когда «пулька была расписана», эти бумажки так и остались бумажками. С ними даже в известное своими двумя буквами заведения типа «эм жо» идти было не с руки, лощеные были, «заразы». Теперь, спустя 15 лет, остается подождать еще каких-нибудь 85, чтобы эти бумажки получили статус культурной ценности. Тогда их можно «впарить» каким-нибудь американским туристам в качестве сувенира. Не полениться, дожить бы!

Если подводить короткий итог ваучеризации, то его можно «разделить» на два уровня. Во-первых, народу как бы дали поучаствовать в переделе собственности, почувствовать, что «ты хозяин на своей земле», потом популярно пояснив, что всю собственность они «пропили и профукали». А, во-вторых, именно там, в том далеком, 15-летнем далеке, кроются родники, из которых потом родились бурные потоки благосостояния тех наших соотечественников, что сегодня теснятся в списке миллиардеров журнала «Форбс».

Вот такие дела, милый Ваучер!

Был бы жив поэт-трибун Владимир Маяковский, он бы выстроил некую лесенку:

Кто более
Истории ценен?
Ваучер или
Чубайс?
Они неразделимы,
как партия и Ленин!
А ты, товарищ,
репу чеша!
Помогаешь врагу,
коль лепишь
мимо цели!

Реклама