Асфальт — одно из древнейших веществ, используемых человеком, его история изобретения идет вглубь веков. Древние греки использовали горную смолу, которую они называли «асфалтос». Но они лишь применяли знания и открытия, сделанные задолго до них древними шумерами, а затем — древними египтянами.
Знаменитым висячим садам Семирамиды гидроизоляцию обеспечивал именно асфальт. А египтяне за 3000 лет до н.э. обеспечивали при помощи асфальта гидроизоляцию в своих зернохранилищах: слой асфальта покрывал пол и нижнюю часть стен. Откуда его брали? Геродот описал асфальтовые озера на территории Месопотамии и Египта.
В Древнем Вавилоне асфальт использовали при строительстве каменных стен как связующее вещество. Правда, в
Историк Ксенофонт утверждал, что в Мидии за 500 лет до н.э. строили, скрепляя кирпичи природным битумом. Так делали даже китайцы — на некоторых участках Великой Китайской Стены кирпичи скреплены асфальтом.
А вот для покрытия дорог его первыми применили аборигены Америки. Из европейцев первым асфальтовую дорогу увидел конкистадор Франсиско Писарро в 1532 году на территории, подвластной инкам. Правда, проложили эти дороги не инки, а те народы, что жили в этих местах до них. Асфальтовые дороги пережили эти ныне безымянные империи, империю инков — и дожили до эпохи Конкисты, захвата этих территорий испанцами.
В Европу асфальтовое покрытие дорог начало приходить в XIX веке. Наступила индустриальная эпоха, надо было быстро строить коммуникации. А сделать дорожный камень, а потом его уложить, да так, чтобы дорога вышла гладкой — это уйма времени и человеческого труда. Вдобавок — труда квалифицированного, а значит — дорогого. Дороги с покрытием из искусственного асфальта оказались отличным решением проблемы. Настолько отличным, что асфальт до сих пор — основное дорожное покрытие во всем мире.
В самом начале он был очень дорог, а посему его — на пробу — использовали для «облагораживания» пешеходных тротуаров и набережных. В 1832 году в Париже появились первые мощеные асфальтом участки улиц. Сразу же люди заметили — на этих участках шум от двигающихся карет намного меньше, чем там, где улицы мощены камнем. Новинка понравилась, и примеру Парижа последовал Лион, а за ним Лондон, Вена, Филадельфия…
И началось продвижение асфальтовых дорог по всему миру. Развитие индустриального общества потребовало быстрой постройки огромного количества дорог.
В Россию асфальтовое покрытие пришло в конце XIX века. В 1873 году на заводе в Сызрани начали производство асфальта. При том, что еще в 1839 году в Петербурге у Тучкова моста было выложено 45.5 погонных саженей асфальта. Видимо, не привилось, дороговато выходило, стоимость одного квадратного метра асфальта тогда была 14 рублей (тогдашних рублей!).
В 1876 году городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия. На Тверской улице построили несколько участков из нового материала. Дальше дело не пошло.
В итоге вплоть до наводнения 1924 года в Питере даже Невский проспект был покрыт «торцовкой», имел деревянное покрытие. Пиленые торцы деревянных брусьев намного лучше асфальта гасили шум транспорта. И лишь после наводнения, когда вся мостовая на затопленных улицах Ленинграда (в том году город сменил название) просто поплыла по волнам, встал вопрос о замене покрытия улиц.
Откуда же берется асфальт?
В древности его брали из асфальтовых озер. Из действующих асфальтовых озер сегодня известно, например, озеро Пич-Лейк на острове Тринидад. Когда-то индейцы пропитывали битумом из этого озера свои каноэ, делая их водонепроницаемыми. Сегодня
В Сирии и на Ближнем Востоке асфальт брали из Мертвого Моря. Римляне даже называли его Palus Asphaltites (Асфальтовое озеро). Когда-то на его поверхность всплывали со дна глыбы природного асфальта. Последний случай появления такой глыбы зарегистрирован документально. Произошло это в 60-е годы прошлого века, вес глыбы превышал 1 тонну.
В наше время спрос на асфальт очень велик. Для ремонта дорог и прокладки новых путей необходимо ежегодно миллионы тонн асфальта. Этот асфальт делают на асфальтовых заводах, используя для его производства битум, являющийся итоговым продуктом при переработке нефти. Бензина автомобилям всего мира надо очень много, посему битума производится тоже очень много.
Вот и выходит, что хотя сегодня есть множество видов асфальта (асфальты для разнообразных климатических условий, малоистираемые, даже асфальты со встроенной разметкой), но если смотреть в общих чертах, получается, что мы до сих пор активно используем открытие какой-то аборигенной цивилизации Америки, даже имя которой нам неизвестно. Только то, что они существовали до цивилизации инков.