Часть народной культуры
Без павловопосадского платка или шали невозможно представить целостную картину яркой, зычной и многоликой русской культуры. В них переплелись талант художников и трудолюбие, мастерство ремесленников. Эти платки по праву признаются настоящими шедеврами прикладного народного искусства. Не удивительно, что они стали одним из символов русской культуры и вывозятся за рубеж как сувениры, наряду с матрешками и тульскими пряниками.
По правде сказать, павловопосадские платки в качестве сувениров гораздо больше ценятся, ведь у них есть не только эстетическая ценность, но и практическое применение. К слову, широкое применение нашли не только собственно платки, но и рисунки, орнаменты, которыми они украшены. Их нередко используют в декораторском и дизайнерском деле, для создания атмосферных и стильных вещей, интерьеров.
История труда и успеха
Обязаны такой славе и популярности павловопосадские платки мастерству текстильщиков города Павловский Посад, который издавна слыл текстильной Меккой (здесь было сосредоточено множество цехов по кустарному производству). Само предприятие по производству платков, переросшее со временем во всемирно известную мануфактуру, зародилось в 1795 году.
Позднее, в середине XIX века, с легкой руки правнука основателя производства
Дело рук Лабзина высоко оценивалось на всевозможных выставках (отечественных и зарубежных), шали и платки производства фабрики в Павловском Посаде отмечались различными медалями и наградами. Были у павловопосадских платков почитатели и среди знати, в том числе Великая княгиня Александра Петровна.
К слову, не многим известно, что часть успеха павловопосадской платочной фабрики принадлежит святому. Василий Грязнов (он же праведный Василий Павлово-Посадский) был другом Якова Лабзина и помогал ему в управлении и развитии фабрики по производству шерстяных платков с набивным рисунком. Кто знает, может, потому павловопосадские платки настолько душевны, а производство их — отчасти высокодуховно.
Многоликость и уникальность
Основным козырем павловопосадских платков (наряду с качеством изготовления) является их художественное исполнение. Основные сюжеты рисунков — цветочные мотивы, выполненные филигранно и при этом ярко, объемно, натуралистично. В современном ассортименте узоров павловопосадских платков, конечно, отчасти присутствуют и заморские элементы (перенятые из других культур): восточные «огурцы», пейсли, непривычные для наших широт цветы вроде лотоса, птицы, античные вазы
При этом художники-создатели павловопосадских платков, разрабатывая каждый уникальный узор, вдохновляются русской культурой, представлениями о жизни русского народа, порой нелегкой, но все же красочной и веселой. Художники всегда особо ценились на павловопосадской фабрике платочных изделий, они также нередко удостаивались премий и наград. На производстве даже открывались школы создания рисунков для платков, дабы передавать и совершенствовать мастерство.
Секреты производства и технологические особенности
Как ни крути, но одного только искусно разработанного рисунка-дизайна недостаточно для создания умопомрачительного аксессуара. Мастерское воплощение идей художников возможно лишь благодаря разработке особой и сложной технологии его нанесения. В одно время для этого использовались деревянные резные формы, позже применялись различные способы трафаретной печати с использованием нейлоновых шаблонов.
В разные этапы развития платочного производства в Павловском Посаде применялась и ручная техника набойки (нанесения) рисунка, и механизированная. Первая не особо прижилась, поскольку сильно осложняла и без того трудоемкий процесс изготовления платков и шалей. Нанесение рисунка при помощи трафаретов в усовершенствованном виде применяется на производстве павловопосадских платков и сегодня.
Дань культуре или модная тенденция?
Павловопосадские платки, благодаря своей колоритности, красочности, всегда ассоциировались с торжественностью, потому зачастую их надевали на праздники и большие торжества. Сейчас их носят и в повседневной жизни многие модницы, причем независимо от возраста, сезона и погоды. Современные павловопосадские платки (а также пополнившие фабричный ассортимент палантины, шали) изготавливаются не только из шерсти, но и из шелка.
Потому этот модный аксессуар носят и как традиционный платок зимой (создавая яркий народный образ в современном обрамлении), и накинутым на плечи, чтобы максимально открыть и показать всю красоту рисунка. Также некоторые модельеры предлагают использовать его в некотором подобии пояса и даже юбки.
Но, независимо от того, как его носить, павловопосадский платок остается красивым, колоритным украшением стильной женщины. А также подарком, которому будет рада любая представительница прекрасного пола (мужчины, берите на заметку).