В Средние века веревка, на которой повесились или же на которой повесили, стоила дорого. А потому что все считали: этот реквизит приносил счастье. Так что его продажа (иной раз, по частям) была хорошим бизнесом для палачей, врачей и родственников усопшего.
Суеверие о том, что человек, ушедший в лучший мир, посредством каких-нибудь артефактов благодетельствует всех, кто пока еще остался в сей юдоли страданий, дожило даже до нашего просвещенного времени.
Что уж говорить о временах не столь просвещенных? Ведь всего сто лет назад многие в России гонялись еще за одним подобным талисманом удачи — за брутовским рублем.
Семен Аркадьевич Брут был кассиром Государственного банка Российской империи. Должность, казалось бы, незаметная, но фамилия Брута была у всех жителей государства если не на слуху, то уж точно на виду.
Дело в том, что на всех банкнотах, которые выпускал Госбанк, стояли две подписи: управляющего банком и одного из кассиров. Подписи эти, с одной стороны, подтверждали, что ассигнации — не просто красивые бумажки, а деньги, обязательные к приему по всей империи. Так сказать, от тайги до британских морей. Во-вторых, подписи являлись одним из элементов защиты
В конце XIX-го, начале XX века, когда кассир Госбанка
Строго говоря, подпись кассира играла ту же роль, которую в старые времена исполнял королевский портрет на золотых и серебряных монетах. И поскольку фотографий Семена Аркадьевича Брута до нас не дошло, можно сказать, что его подпись на старых деньгах — единственная память, о нем сохранившаяся.
В 1914 году, говорят, кассиру не повезло. Он растратил крупную сумму денег и, дабы избежать позора, повесился. По слухам, растрата произошла из-за проигрыша в карты. Так это было или не так, теперь не разобраться. Да и то сказать, проверять легенды — задача такая же неблагодарная, как и разоблачение суеверий.
Надо сказать, что в последние годы существования Российской империи практически все запреты на азартные игры были сняты, и количество желающих проверить свою фортуну резко возросло. Опять же, война. Для кого — риск на фронте, а для кого — прибыли, текущие рекой. Одни желали забыться, другим требовалось порастратиться. Сообщество азартных игроков небывало расширилось.
Вот среди них-то и родилось поверье, что рублевый кредитный билет Государственного банка, подписанный Брутом, столь неудачно закончившим свою жизнь, приносит удачу в азартных играх. Вроде бы кто-то поставил такой рубль на кон в качестве последней ставки — и отыгрался, а потом даже и выиграл крупную сумму.
Как довольно часто случается в среде людей, скепсису не подверженных, слух о «счастливом рубле», или же о «брутовском рубле», очень быстро распространился среди азартных игроков. Все стали разыскивать рубли с подписью злосчастного кассира Брута. И опять же, как полагается, пошел слух, что число таких ассигнаций очень невелико. Когда спрос превышает предложение, растет цена. За один «брутовский рубль» давали и двадцать пять, и тридцать обычных, не «брутовских». Между прочим, в 1915 году за четвертную можно было вдвоем пообедать в хорошем ресторане.
Хотя, конечно, никакого дефицита реально не было. Но мы ведь не о реальности, а о предрассудках да о поверьях.
Эти предрассудки и поверья начала ХХ века оставили небольшой слой упоминаний о счастливых «рублях Брута» в современной им, предрассудкам, литературе. Например, в стихотворении Николая Асеева «Скачки», написанном в 1916 году:
Слышу его как в рупор,
спину сгибая круто,
рубль зажимая в руку
самоубийцы Брута.
Стихотворение хорошее и совсем даже не о скачках. Впрочем, кто нынче помнит хорошего поэта Н. Асеева? Кто нынче помнит про «брутовский рубль»?
Слухи об удачливости этих рублей гуляли несколько лет до революции. А потом пришел «товарищ Маузер» и всех соискателей сладкой жизни разогнал. А всех любителей поиграть с судьбой в орлянку заставил играть в настоящую «русскую рулетку», и к тому же без правил.