«Killing an Arab» (1978)
Раннее творчество THE CURE, несомненно, формировалось под влиянием панк-рока. Короткие простые песенки, гнусавый эмоциональный вокал, резкие гитарные риффы и выделенная линия баса — всё это определяло саунд многих молодых британских групп Великобритании во второй половине 1970-х.
Одним из образцов такого саунда был дебютный сингл CURE «Killing an Arab». История песни складывалась так, что она вполне могла выйти ещё в 1977 году, когда четвёрка недавних школьников выиграла в конкурсе талантов и получила в награду контракт со знаменитым лейблом «Hansa». Впрочем, уже в марте 1978-го контракт был разорван — лейблу не нравились песни Роберта Смита
, а Смит не желал играть каверы чужих музыкальных хитов.К счастью, юные дарования недолго болтались неприкаянными — их заметил продюсер лейбла «Polydor» — Крис Перри. К тому времени в рок-группе осталось только три человека — вокалист-гитарист Смит, ударник Лол Толхерст и басист Майкл Демпси. Перри без труда выкупил у «Hansa» все сделанные там записи CURE (предыдущие работодатели не видели в них ничего особенного).
Была среди них и запись «Killing an Arab», которую в декабре 1978 года наконец-то выпустили — причём очень небольшим тиражом. Вскоре его пришлось допечатывать. Хотя сингл и не попал в чарты, он произвёл достаточно шума, чтобы группу заметили. Причина в провокационном названии песни — «Убивший араба» (восточный колорит гитарного соло, как понимаете, тоже не случаен).
Как раз в это время оживился местный Национальный Фронт с его призывом «Вернём Британию белым!», и на концертах CURE неожиданно появились стайки скинхэдов, распевающих строчки «Killing an Arab» со всей расистской серьёзностью.
Роберт Смит с удивлением осознал, что стал жертвой того, что Грибоедов называл «горем от ума». Дело в том, что текст песни был вдохновлён романом «Посторонний» французского писателя и философа
В своём романе Камю в художественной форме воплотил идеи экзистенциализма об абсурде человеческой жизни. Герой «Постороннего» действительно убивает араба, но делает это не из расистских побуждений, а совершенно спонтанно — из-за некоего психического срыва, вызванного жарким африканским солнцем. Кроме того невольный убийца ведёт себя на суде до «неприличия» откровенно — не юлит, не оправдывается, чем ещё больше настраивает против себя общество.
А. Камю «Посторонний»:
"Председатель суда кашлянул и негромко спросил, не хочу ли я что-нибудь сказать. Я поднялся и, поскольку мне давно хотелось заговорить, сказал первое, что пришло в голову, — у меня не было намерения убить того араба. Председатель заметил, что это уже определенное утверждение и что до сих пор он плохо понимал мою систему защиты. Он будет очень рад, если я до выступления моего адвоката уточню, какими мотивами был вызван мой поступок. Я быстро сказал, путаясь в словах и чувствуя, как я смешон, что все случилось из-за солнца. В зале раздался хохот. Мой адвокат пожал плечами".Реклама
Забавно, что в 2012 году Смита даже попросят написать предисловие к переизданию «Постороннего». Но тогда никакого экзистенциализма никто не заметил, хотя «Polydor» и пытался продавать сингл вместе с книгой Камю. Когда в 1979 году CURE играли концерт в Кингстонском университете, студенческий союз выступил против исполнения «Killing an Arab». Только после длительного объяснения Смита о литературном первоисточнике запрет сняли.
Не везло песне и впоследствии. Вышедший в 1986 году сборник хитов группы «Standing On The Beach» («Стоя на пляже» — кстати, первая строчка из «Killing an Arab») пришлось сопроводить специальной наклейкой, что в песне нет ничего антиарабского.
Р. Смит:
«Песня была написана в 1976 году, когда мне было 16 лет. Раньше мы играли её в пабе в Кроули, и в то время земля не разверзалась у нас под ногами. Мне показалось совершенно смехотворным, что песня внезапно стала проблемой в этом году. Только когда кто-то предположил, что это был какой-то рекламный трюк, я осознал: „Всё действительно вышло из-под контроля“, и именно тогда я попросил снять песню с эфира».
Чтобы успокоить общественность, Смит постоянно менял рефрен песни на концертах, исполняя то «Killing An Englishman» («Убивший англичанина»), то «Killing Another» («Убивший другого»), а иногда даже «Kissing an Arab» («Целующий араба»).
Р. Смит:
«В Америке после первой войны в Заливе это было „Killing an American“, и американские СМИ смешали нас с грязью. Если бы я знал, что так будет, назвал бы песню „Standing on the Beach“ и избежал многих проблем».
Кстати, в оригинальный дебютный альбом CURE «Three Imaginary Boys» (1979) песня не вошла и появилась только на его американской версии, вышедшей в 1980 году под названием «Boys Don’t Cry».
«Boys Don’t Cry» (1979)
Такое же название носил и второй сингл группы, выпущенный в сентябре 1979-го. Не покупайтесь на мажорный тон этой песенки. Строчку о том, что «парни не плачут», Смит поёт так, что кажется, он вот-вот разрыдается.
Л. Толхерст:
«[Роберт] всегда поёт о себе, своих переживаниях и муках. Одна из его известных песен — „Boys Don’t Cry“ — результат подобных переживаний. Почему мальчикам нельзя плакать? Слова этой песни Роберт написал еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда ему постоянно повторяли: „Мужчины никогда не плачут“. Чушь. Когда я один, и чем-то обижен — я плачу».Реклама
Перевод B-Flower:
Я бы встал пред тобой на колени,
Просил бы прощения и умолял…Реклама
Но я знаю — уже слишком поздно,
И сделать ничего нельзя.
Итак, я стараюсь над этим смеяться,Ложью как-то замаскировать,
Я стараюсь над этим смеяться,
Пряча слезы, что щиплют глаза —
Ведь парни не плачут,
Парни не плачут.
Смит говорил, что «Boys Don’t Cry» была попыткой написать в 1970-х хит поп-музыки в стиле 1960-х, и сильно рассчитывал на коммерческий успех. Каково же было его разочарование, когда и этот сингл пролетел мимо британских чартов.
Свой реванш песня взяла лишь в 1986 году, когда яркий представитель готического рока CURE переживали очередной всплеск популярности. Перезаписанная и изданная ведущим синглом сборника «Standing On The Beach», она заняла 22-е место. Под это дело на «Boys Don’t Cry» был снят запоминающийся клип, где трое мальчишек имитировали музыкантов группы, в то время как сами члены CURE появлялись лишь в виде теней за занавеской.
После этого песню не раз перепевали другие исполнители, а некоторые даже подозревают, что её отзвуки можно услышать в композиции группы КИНО «Видели ночь» (сравнить).
Вскоре CURE резко изменили свой саунд и достигли статуса культовой группы.