Перейти ко второй части статьи
Про неудавшихся номинантов на присуждение премии в области литературы говорить не станем — здесь слишком мало объективных критериев для выбора. Почему в 1901 году французского поэта Сюлли Прюдома (Sully Prudhomme; 1839−1907) предпочли французам же — Эмилю Золя или Эдмону Ростану, нам сейчас не понять. А вот на других отраслях сосредоточимся.
В области химии премию не получил Дмитрий Иванович Менделеев (1834−1907). Его периодическая система элементов — одно из главных открытий в химии. Однако это открытие было сделано еще в 1869 году. А в первые годы существования Нобелевской премии эксперты старались придерживаться слов из завещания Альфреда Нобеля о том, что следует рассматривать открытия, сделанные за предшествующий год. Позже от этого принципа отказались.
Ботаник и физиолог Михаил Семёнович Цвет (1872−1919) изобрел один из важных методов аналитической химии — хроматографию. Этот метод до сих пор широко применяется в химическом анализе. За свое открытие он был номинирован на Нобелевскую премию по химии в 1918 году.
Вполне возможно,
Многократно выдвигался на Нобелевскую премию по медицине и биологии Рудольф Штефан Вайгль (Rudolf Stefan Weigl; 1883−1957). Он был создателем первой эффективной вакцины против сыпного тифа — болезни, от которой в годы войн погибало больше людей, чем от пуль. Кандидатура Вайгля номинировалась на Нобелевскую премию неоднократно, но награды ученый так и не получил.
Причем после войны, когда немец Вайгль оказался гражданином Польской Народной Республики, кто-то из «доброжелательных» коллег не поленился «настучать» в Нобелевский комитет, обвинив ученого в коллаборационизме с нацистами. Шведские академики не пожелали скандала, перестраховались и премию по медицине Вайглю не присудили.
Хотя Вайгль был бы достойным кандидатом и на Нобелевскую премию мира. Ведь в годы Второй мировой войны во время немецкой оккупации он укрывал в клинике Львовского университета евреев и поляков, а кроме того тайно переправлял вакцину против тифа в Варшавское и Львовское гетто.
Вообще, присуждение или неприсуждение Нобелевских премий мира вызывает больше всего порицаний. Главным образом потому, что здесь наиболее видна предвзятость Норвежского
Наиболее возмутительным случаем неприсуждения Нобелевской премии мира стал случай Ирены Сендлеровой (Irena Stanisława Sendlerowa; 1910−2008) из Польши. Во время Второй мировой войны эта женщина работала в варшавском Управлении здравоохранения и по должности часто посещала Варшавское гетто. Под этим официальным прикрытием она вывезла из гетто 2 500 еврейских детей. Малышей, спасенных от смерти, передавали в монастыри, частные семьи и в польские детские дома.
Ни одно доброе дело не остается безнаказанным. В октябре 1943 года Ирену Сендлерову арестовали, пытали и приговорили к расстрелу, от которого ее спасли подпольщики. До конца войны Ирена скрывалась от нацистов.
Оказалось, что и от коммунистов тоже не мешало бы скрываться. Послевоенный просталинский режим не жаловал Сендлерову. Ведь, по мнению новых руководителей, она сотрудничала с «неправильными» патриотами — с Правительством Польши в изгнании и с Армией Крайовой. В 1949 году беременную Сендлерову посадили в тюрьму и допрашивали с пристрастием. Из-за этого ее ребенок родился недоношенным и через одиннадцать дней умер.
В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлеровой звание Праведника народов мира. А в 2007 году президент Польши и премьер-министр Израиля номинировали её за подвиг жизни на Нобелевскую премию мира.
Премию Сендлеровой не присудили. Казалось бы, экспертам из Осло лучше знать, кто премии достоин, а кто — нет. Возмущение многих людей в мире вызвал не сам факт неприсуждения премии Ирене Сендлеровой, а то, что в этом же году премию мира присудили вице-президенту США Альберту Гору.
Бывает, что обычные люди не в состоянии разобраться, за что присуждаются Нобелевские премии высоколобым ученым. В этом случае приходится доверять знающим людям из Нобелевского комитета — они рассудят по чести и по совести.
Однако деятельность Нобелевского лауреата премии мира за 2007 год бывшего вице-президента США Эла Гора мог бы оценить каждый. Достаточно было просмотреть коротенькую беспомощную презентацию об опасности глобального потепления, необходимости бороться с ней и о вкладе в эту бескомпромиссную борьбу свежеиспеченного лауреата. Впечатление, как говорил ослик Иа-Иа, было удручающим.
На этом фоне отговорки Нобелевского комитета о том, что премию мира Сендлеровой присудить невозможно, поскольку присваивается эта премия за действия, совершённые в течение последних лет, выглядели весьма жалкими отговорками. Тем более что в эти годы Нобелевская премия мира была присуждена американскому президенту Бараку Обаме. Присуждена фактически авансом, за обещания, которые так и не были выполнены.
Может быть, поэтому падает авторитет Нобелевской премии мира, которую слишком часто выдают непонятным людям или непонятным организациям за не понятную широкому кругу общественности деятельность?