Из этого рода наш сегодняшний именинник — Камиль Сен-Санс, классик мировой музыки. Он родился 9 октября 1835 года, уже в Париже. Через два месяца после рождения первенца семья осиротела — от чахотки умер отец мальчика. Камиль остался на попечении матери и двоюродной бабушки.
Видимо, из-за беспокойства о здоровье ребенка мать не отдавала его в школу (у Камиля Сен-Санса всю жизнь были проблемы с легкими, но он прожил очень долгую и плодотворную жизнь). Однако и домашнее обучение наукам оказалось хорошим, к тому же, благодаря матери, Камиль приобщился к живописи, а благодаря бабушке — к музыке.
Последнее проходило весьма быстро и успешно, у ребенка обнаружился незаурядный
Дальше — работа и творчество. Работа органистом, педагогом, концерты и гастроли. Помимо гастролей, Сен-Санс очень любил путешествовать сам по себе и объездил весь мир. Он и умер не в Париже, а в Алжире в возрасте 86 лет (16 декабря 1921 года). Он собирался провести там, в тепле, зиму, естественно, продолжая сочинять.
До последнего дня Сен-Санс оставался энергичным человеком, дирижировал оркестрами, сам исполнял свои произведения на фортепиано в концертах, писал статьи, сочинял музыку и без конца перемещался из страны в страну, с континента на континент.
Он не просто пережил многих своих знаменитых ровесников — Чайковского, Брамса, Дворжака. Мимо него пронеслись целые направления в искусстве: импрессионизм, символизм, да и все авангардные течения уже вполне сформировались. А Камиль Сен-Санс оставался верен французской Белль Эпок, Прекрасной Эпохе, французскому романтизму.
Люди, далекие от музыки (или считающие себя таковыми), особенно те, кто успел пожить в СССР, обязательно знакомы с музыкой Сен-Санса. Говорят, что «Умирающий лебедь» непременно исполнялся в концертах — не знаю, чем объяснить это репертуарное постоянство в балетном варианте от Анны Павловой до Майи Плисецкой и далее. В силу «заезженности» Умирающего Лебедя и вообще «Карнавала животных» — одного из знаменитых произведений Сен-Санса — есть смысл сразу перейти к другим не менее знаменитым произведениям известного композитора.
Жгучих ласк, ласк твоих ожидаю…
Палестина, 1150 год до нашей эры (в либретто такое вот четкое указание), Самсон и Далила. Самсон, не ведая женского коварства, поддается чарам Далилы и открывает ей тайну своей силы. Дальнейшее — общеизвестно.
В живописи эту тему почему-то очень любили голландцы. В музыке — мощную ораторию написал Гендель. В XIX веке — Сен-Санс.
Но даже в конце XIX века поставить оперу на ветхозаветный сюжет все же оказалось делом сложным. Партию Далилы Сен-Санс писал для Полины Виардо — знаменитой оперной певицы и друга Ивана Тургенева, и потом она много лет делала все, чтобы оперу поставили во Франции: сопротивление было довольно сильным, несмотря на то что она уж прозвучала в Германии. В конце концов, и во Франции, и одновременно в России эту оперу поставили, и с тех пор с оперных сцен мира она не сходит.
РКН: сайт нарушает закон РФ
И даже если бы Сен-Санс ограничился только этой знаменитой арией Далилы (Mon cœur s’ouvre à ta voix), в которой она своим чувственным очарованием выпытывает секрет Самсона, чтобы тут же его предать, — и тогда бы он вошел в историю музыки.
А опер у Камиля Сен-Санса много. А также оркестровой и камерной музыки. Другое всемирно известное произведение — «Пляска смерти».
Сюжет старинный, и даже французское название — Danse macabre — стало основным международным. Эта аллегория — Пляска Смерти — проходит через все Средневековье и эпоху Возрождения. Картины на этот сюжет писались во все века, равно как и стихи, и прозаические произведения (вплоть до Стивена Кинга). В музыке в XIX веке за эту тему брались
В отличие от склонного к мистицизму Листа и мрачного реалиста Мусоргского, Сен-Санс не мог не добавить в свои «Пляски» изрядную толику галльского юмора и чувственности. Кости конкретно стучат, а Смерть очень сладко играет на скрипочке, зазывая всех — и бедных, и богатых.
Получился шедевр, который нещадно эксплуатируется мировым кинематографом и телевидением — перечислять за многочисленностью примеров бесполезно.
То же сочетание мягкого и немного лукавого юмора с традиционными «красивостями» слышится во многих произведениях французского композитора. Очень популярны все его 5 фортепианных концертов, в которых есть все — и легкость, и лирика, и драматизм.
РКН: сайт нарушает закон РФ
У Камиля Сен-Санса большое музыкальное наследие, и любой желающий может выбрать себе сам, что ему еще послушать для души.