Сюжеты картин Джорджоне не имеют ничего общего с тематикой искусства Возрождения. Нам не всегда ясно их содержание; и если для знаменитых художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело) характерны героическое звучание, монументальный размах и торжественность, то в большинстве картин Джорджоне раскрывается совершенно иной мир.
Произведения Джорджоне лишены героической нотки, но в них есть такая сосредоточенность лирического переживания, такая поэтичность восприятия мира, какой мы не найдем у других художников Возрождения. Этот великий мастер стал подлинным реформатором итальянской живописи, основоположником нового реалистического метода, новых жанров и смело ввел в искусство светскую тематику.
Возьмем для примера одну из самых знаменитых картин художника «Гроза». По сути своей «Гроза» — это первый настоящий пейзаж в итальянской живописи; впервые природа, ее состояние становится главным содержанием картины.
Около 1506−1507 годов художник пишет для молодого венецианского патриция Таддео Контарини картину «Три философа». В ней философы погружены в свои размышления на фоне проникнутой вечерним спокойствием природы, хотя вначале был выбран евангельский сюжет поклонения трех волхвов младенцу Христу.
В картине, окруженной легендами, «Спящая Венера», которую Джорджоне написал для знатного венецианца Иеронимо Марчелло, было воплощено его представление о прекрасном человеке, его мечта о счастливой, ничем не омраченной жизни в прекрасной, поэтической природе. Это произведение является самым прославленным из всех произведений художника.
Можно долго и страстно погружаться в творения этого великого живописца и наслаждаться светлой гармонией природы и человека. Ведь Джорджоне интересен нам не только как мастер, проложивший искусству новые пути, как основоположник новых реалистических жанров. Его творчество остается для нас одной из самых прекрасных и поэтических страниц в истории искусства прошлого.
Хотя слава Тициана затмила в глазах потомков имя Джорджоне, человечество лишь сравнительно недавно заново открыло этого художника. Вскоре после смерти Джорджоне венецианская живопись заняла ведущее место в итальянском искусстве. Великий Тициан внес в венецианское искусство дух высокой героики, развил и углубил новые реалистические принципы, наметившиеся в искусстве Джорджоне.
Сегодня мы вновь и вновь смотрим и изучаем картины эпохи Возрождения. Может, за этим стремлением кроется тоска по утраченной гармонии великих мастеров прошлого, которая отсутствует в ритме нашей технократической цивилизации ХХI века? И мы вновь и вновь обращаем свой взгляд в историю, пытаясь заново обрести разрушенную связь времен и поколений — молодости и юности человечества.