Популярность кофе в Европе так велика, что порой удивляешься, как это обитатели континента вплоть до XVII века обходились без этого замечательного напитка?
Вот так и обходились. История кофе в Европе началась с двух «калиток». В Италию из Турции его ввозили венецианцы. И, надо сказать, итальянцы до сих пор варят этот напиток лучше всех. По крайней мере, на мой взыскательный вкус. Флорентийский или римский «ристретто» утром — просто божественно! Хлебнул — и до полудня бегаешь по нескончаемым музеям веселым и бодрым тараканом.
Вторая «калитка» для кофе была открыта в городе Вена. И если в Венеции кофе не слишком выделялся на фоне многих других экзотических товаров, привозимых с востока, то в Вене новый напиток стал сенсацией.
Как же все началось?
Началось, как часто случается, с военных действий. В 1683 году огромная турецкая армия осадила Вену. Осада Вены была очень серьезным сражением, в ходе которого — это не преувеличение — решалась судьба Европы (так же, как в свое время, во время штурма Мальты). Повернись события по-другому, Вена сейчас удивляла бы туристов не ампирными дворцами, средневековыми соборами и современными магазинами, а затейливыми мечетями и восточным рынком.
Но события повернулись так, что хотя туркам и удалось развалить кое-где городские стены, венцы продолжали героически обороняться. И выстояли. Польский король
И здесь на сцену выступает герой авантюрного романа. Звали его
Как знаток турецкого языка и мужчина удалой, Кульчицкий вызвался пробраться через вражеское расположение и связаться с европейскими монархами, призывая их на помощь осажденной Вене. Как положено во всех историях с переодеванием, Кульчицкий со своим слугой благополучно прошел сквозь порядки турецких войск, но в одном из сел местные жители их чуть не линчевали. Значит, маскарад был удачным.
Но это была только половина пути. Посланцы Вены встретились с герцогом Лотарингии. Осажденному городу была обещана скорая помощь. С высочайшим письмом Кульчицкий возвратился обратно. Принесенное посланником королевское обещание укрепило дух сражавшихся, и венцы стали защищаться с еще большей отвагой.
В общем, Юрий-Франц оказался одним из реальных героев обороны Вены. За что был достойно вознагражден после победы. Когда его спросили, на какую часть захваченных турецких трофеев он претендует, Кульчицкий выбрал 300 мешков с кофе и начал пробивать для этого славного напитка еще одно «окно в Европу». В 1686 году Кульчицкий открыл одну из первых венских кофеен.
Первую кофейню на год раньше открыл армянин Ованес Аствацатур. В Европе он латинизировал свою фамилию, означающую по-армянски «богом данный», и стал Йоханесом Диодато. Во время осады Вены Диодато совершил такой же подвиг, как Кульчицкий. Переодетый турком, он пробрался через порядки турецких войск с письмом к австрийскому императору, который также обещал помощь оборонявшимся.
Трудно сказать, кто из них, Диодато или Кульчицкий, первым понял, что настоящий, горький, турецкий кофе венцам не по вкусу. Первенство в данном случае значения не имеет. Оба венских кофевара попытались смягчить горечь напитка и стали добавлять в него сливки, сахар и даже мед. Так появился «кофе по-венски».
Именно с Вены началось стремительное завоевание Европы восточным напитком. Вена до сих пор считается одним из самых «кофейных» городов мира. Просто кофеен и кофеен-кондитерских здесь не счесть. (Хотя, конечно, статистика знает всё: в Вене более 800 кофеен.) Так что жители австрийской столицы вполне заслуженно организовали в городе даже музей кофе. И не менее заслуженно празднуют 1 октября
Львовяне, земляки Кульчицкого — тоже «кофейники». Любимый напиток, конечно же, кофе, оно же «кава». А на одном из львовских бульваров установлен памятник Юрию-Францу Кульчицкому. Рядом с ним — мешки с кофе. А на мешках — турецкий кофейник и чашечка. Кстати, только во Львове кофейную чашечку называют изысканным словом «филижанка».