Что делали квакеры в Петербурге 200 лет назад?

Реклама
Профессионал

Петергоф, Павловск, Пушкин, Гатчина… Бриллианты из ожерелья Санкт-Петербурга, города-дворцы, куда в первую очередь стремится каждый родной и иностранный турист. Но есть среди пригородов северной столицы тихие и неприметные Шушары — территория, ранее принадлежащая совхозу-миллионеру, а ныне превратившаяся в быстрорастущий микрорайон с жильем эконом-класса.

Вроде бы ничего особенного, но вот уже двести лет подряд время от времени туда наведываются английские квакеры.

Так, летом 2017 года был очередной визит: Шушары посетила Клэр Демион, член Общества квакеров Великобритании. В чем причина интереса англичан к, вроде бы, банальному району мегаполиса?

Прошлое

Вообще, если кто не в курсе, ничего общего с лягушками у квакеров нет. С английского это слово переводится как «трепещущий» и обозначает название религиозного общества, возникшего в Англии в середине XVII века на базе протестантского христианского движения.

Их миссионерская деятельность в России началась в конце XVII века, в годы правления Петра Первого, который познакомился с квакерами во время своей зарубежной командировки в 1697 году. Русский царь испытывал симпатию к этим миролюбивым, трудолюбивым и дружелюбным людям.

Реклама

Позже им симпатизировала Екатерина Великая. Решив привиться против оспы, она доверила это дело не кому-нибудь, а доктору-квакеру Томасу Димсдейлу. Но поистине звездный час квакеров в России настал во времена царствования Александра I. С тех пор началась активная филантропическая деятельность этого Общества в России в сфере образования, здравоохранения и экономического развития.

По просьбе императора в Санкт-Петербург был приглашен английский квакер-фермер Даниэль Уилер, обладающий современными на тот момент знаниями по мелиорации. Он должен был заняться осушением болот вокруг города, а впоследствии — наладить там земледелие.

Реклама

Уилер прибыл с семьей и группой рабочих и поселился сначала на Охте, а потом — в Шушарах. С 1818 по 1832 год он и его помощники осушили 40 тысяч гектаров. На 200 гектарах было основано фермерское хозяйство, которое считалось одним из самых образцовых и передовых сельскохозяйственных предприятий того времени в России.

В 1832 году Уилер уехал по делам Общества в Лондон: он должен был подготовиться к новой миссии. На ферме в Шушарах остались жена и дети. Пока Уилер занимался миссионерской деятельностью в южном полушарии Земли, его жена и маленькая дочь умерли и были похоронены на кладбище в Шушарах… В 1838 году Уилер, возвратившись из длительного путешествия, приехал навестить их могилы, а затем отбыл в

Реклама
Америку. В 1840 году он скончался в Нью-Йорке, где и был похоронен.

Говорят, что место захоронения жены и дочери Уилера было обнаружено в Шушарах в 1960 году во время посещения СССР делегацией квакеров. Следующий визит представителей Общества в Россию состоялся в 2002 году. Тогда участники организованного квакерами трудового лагеря в Гатчине вновь посетили памятное для них место в Шушарах. И вот в этом году туда опять нагрянули британские квакеры — на этот раз в лице Клэр Демион.

Реклама

Настоящее

Еще школьницей Клэр Демион встала перед выбором, какой иностранный язык изучать — немецкий или русский. Маленькая Клэр никогда не искала легких путей, поэтому выбрала русский. Тогда она и предположить не могла, что сорок лет спустя ей придется вспомнить и применить свои знания…

Будучи членом Общества квакеров, она увлеклась историей движения, и одна из ниточек привела ее в Шушары. Клэр задалась целью навестить место, где жил и работал Даниэль Уилер и где похоронены его жена и дочь. По переписке квакерша познакомилась с архивными и музейными работниками Санкт-Петербурга, а по приезде в Шушары тесные отношения завязались у нее с муниципалитетом и с местными краеведами.

Реклама

Вообще у квакеров есть одна особенность: они довольно легко сходятся с людьми и быстро находят общий язык. Со своими новыми друзьями Клэр посетила могилу семьи Уилера. Там британка дала волю чувствам, да так, что пронзительной печалью и торжественностью момента прониклись все окружающие.

Реклама

А потом были встречи, долгие беседы за чашкой чая и приятные для иностранной гостьи сюрпризы.

Так, она с удивлением узнала, что имя Уилера увековечено на карте Шушар: в его честь назван переулок — Вилеровский.

«Мало кто в Британии знает о Даниэле Уилере — кроме английских квакеров, конечно. Поэтому нам бесконечно приятно осознавать, что в России есть место, где его помнят и чтят, — сказала Клэр. — Думаю, я стала первым квакером, побывавшим на этом переулке, и это здорово».

Вообще, по ее словам, для английского квакера слово «Шушары» имеет особый колорит, оно певучее и прямо-таки ласкает слух.

«Когда я читала письма и книги Даниэля Уилера, я понимала, что он очень любил Шушары и людей, которые там жили

Реклама
», — сообщила британка и в доказательство процитировала отрывок из письма Даниэля Уилера, которое хранится в английских архивах:

В конце концов, Шушары станут самым лучшим местом для жизни в округе Санкт-Петербурга.

Будущее

В муниципалитете считают, что нынешняя встреча была далеко не последней в истории о квакерах в Шушарах. В следующем году исполняется 200 лет с тех пор, как в Санкт-Петербурге под руководством господина Уилера начались работы по осушению болот. И это событие необходимо отметить.

Еще одна идея заключается в создании Шушарского музея и общества краеведов, которое предложено возглавить местному краеведу-любителю Ильмару Лахти. Пришла пора как-то оформить богатейшую местную историю: когда-то на шушарских землях селились финно-угорские племена, здесь проходила дорога к

Реклама
Царскому селу, в этих местах впервые начались работы по осушению болот вокруг Санкт-Петербурга, здесь во время Великой Отечественной войны проходил первый рубеж обороны, стояли артиллерийские наблюдательные батальоны.

В послевоенное время Шушары играли огромную роль: здесь работал совхоз-миллионер, который обеспечивал сельхозпродукцией все предприятия, учреждения, школы и воинские части на юго-западе города. Кругом были огромные поля и даже охотничьи угодья.

Здесь, наконец, был Дом культуры «Нива», знаменитый тем, что в нем прошел первый в СССР рок-фестиваль. Сюда съехались тогда еще совершенно никому не известные музыканты — Шевчук, Цой, Кинчев…

Так что за артефактами для нового музея далеко ходить не придется. Но такие дела быстро не делаются, а вот мемориальная доска в честь Даниэля Уилера на одноименном переулке может появиться довольно скоро.

Реклама