Жбанниковская игрушка — самобытный промысел. Получил он своё название от деревни Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Здесь и в окрестных сёлах (Проскурино, Роймино, Рыжухино и других) создаются удивительные изделия. Есть предположение, что гончарное ремесло развивалось в тех краях с XIII века. Однако сам промысел сложился в начале XX столетия.
Традиции и творческий поиск
Жбанниковские игрушки — чаще всего свистульки
. Но предназначались они отнюдь не только для детских игр. По народным поверьям, свист отгоняет злых духов и привлекает добрых. А ещё звучащие фигурки использовали зазывалы на ярмарках. Столь своеобразные музыкальные инструменты с весёлым голосом как нельзя лучше помогали создать праздничную атмосферу и заинтересовать товарами.Мастера не останавливались на достигнутом, а находились в активном творческом поиске. Особенно ярко это проявилось в 20−30-е годы XX века. Стали появляться достаточно сложные сюжеты. Они нередко брались из окружающей действительности. Умельцы трудились над образами всадников, солдат, крестьянок. Иногда создавались целые скульптурные композиции.
Но ряд персонажей сохранился с момента появления промысла. В их числе — конь, олень, баран, петух и даже фантастические существа. Стилизованные фигурки — очень примечательные произведения народного творчества. Это то наивное искусство, в котором по-детски непосредственный взгляд на мир соединяется с умением глубоко проникать в суть явлений. Передаётся не столько реальный облик животного, сколько та символика, которой наделён образ в народном сознании.
У каждого персонажа — своё значение. Например, петух — символ Солнца, мечты о счастье. Олень с его причудливо-ветвистыми рогами олицетворяет Мировое Древо, которое объединяет все сферы бытия. А в быту он нередко выступает символом изобилия и плодородия. Конь — очень многогранный образ. Он соединяет в себе олицетворение добра, силы, устремлённости вперёд.
Грациозные силуэты
Жбанниковская игрушка имеет в своей основе пирамиду, полую внутри. Из неё вытягиваются ножки, голова и сам свисток. Отверстия делаются при помощи палочки-стека — они позволяют фигурке звучать. Поверхность глиняной игрушки тщательно выравнивается — мастера следят, чтобы на ней не оставалось следов лепки. Затем изделие высушивается на воздухе и обжигается в печи.
Наступает черёд росписи. Прежде использовались масляные краски, сейчас чаще темперные. Вначале идёт работа над фоном. Нередко изделие полностью покрывается тёмной, почти чёрной краской. Символически это связано с цветом земли и олицетворяет плодородие. А ещё придаёт игрушке особую грацию, даже элегантность.
Но иногда для фона берутся другие цвета. Здесь также прослеживается символика. Например, красный цвет олицетворяет тепло, синий — небо, жёлтый — богатый урожай и достаток в доме, зелёный — здоровье и рост. Некоторым деталям придаётся серебристый оттенок при помощи алюминиевого порошка.
Поверх фона наносится рисунок. Для жбанниковской игрушки характерен растительный орнамент. Но иногда мастера прибегают к своеобразному приёму: краски накладываются простыми тычками при помощи куска поролона. Пятна получаются непохожими одно на другое, и это подчёркивает неповторимость каждого изделия. На последнем этапе фигурку покрывают лаком.
Мудрость природы
В разные годы над созданием игрушек трудились многие мастера. Среди наиболее известных имён — Макар Белов, Василий Дудкин, Степан Сироткин, Трифон Потатуев, Ларион Потатуев, Прасковья Тимофеева. Их творчество позволило сохранить народные традиции. Произведения представлены в музеях, украшают также различные частные коллекции. Персонажи у каждого мастера получались своими, но при этом стиль промысла всегда узнаваем.
В 2017 году в Государственном Дарвиновском музее в Москве проходила выставка «Сказочная страна Нижегородия». На ней были представлены образцы изделий народных промыслов, в том числе жбанниковские игрушки. Экспозиция вызвала живой интерес посетителей.
«Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — сказал Исаак Левитан.
Эти слова справедливы не только для живописи. Суть природы, её глубокая мудрость — это то, что вобрало в себя народное искусство. Причудливые изделия сохраняют в себе отголоски древних традиций и взглядов на мир. Глина как будто оживает, и зрители соприкасаются с удивительной тайной.