Картины знаменитого художника Базиля де Луза входят в коллекцию Рэйдмэйкерсов, которые собрали картины бельгийских и голландских художников-романтиков, написанные в 1806—1870 годах (в 2010 году эта коллекция выставлялась в Эрмитаже, Санкт-Петербург, за три месяца ее посмотрели около ста тысяч человек).
Его герои — современники. Они флиртуют, женятся, радуются рождению ребенка и первым его шагам, музицируют, играют в карты, пекут вафли, празднуют. Представляю вашему вниманию рецензию на одну из его картин.
«Праздник в деревне». Небольшая площадь. Слева смутно обозначен культурный центр — кабак. За покрытым белой скатертью столом (белая скатерть — знак уважения к необычным гостям) сидит компания явно не деревенского вида: шляпки и шляпы, обувь, платья выдают в них горожан средней руки.
Что они здесь делают? Скорее всего, отправились прогуляться в окрестностях близлежащего городка, а сейчас расположились в ожидании трапезы (на столе нет выпивки, а из закуски — только окорок, столовые приборы и девственно чистые тарелки).
Ожидание слегка затянулось. Пара слева беседует о чем-то серьезном, не имеющем отношения к празднику: он ее пытается в чем-то убедить, у нее глаза припухли от подступающих слез.
У пары справа — свои проблемы: к столу подошла весьма симпатичная цыганка, и внимание молодого человека переключилось на нее без остатка. Его дама очень насторожена: что будет дальше? А кавалер уже пустил в ход руки: держит цыганку за подбородок. И ей это нравится, тем более что в правой руке юноша держит кошелек!
Справа крестьянка взвешивает виноград, правее — кавалер приглашает даму на танец. На заднем плане под натянутым тентом видна танцующая пара. Левее видны еще пары и оркестр на помосте — барабан, скрипка, флейта.
Справа, у обреза картины — деревенский флирт: он пытается добиться благосклонности и буквально прикладывает к этому заметные усилия, но она как бы не очень принимает его домогательства.
Слева на заднем плане, ближе к центру стоят два скрипача: возможно, что их пригласили горожане (а может быть, и привезли с собой).
Идиллическую картину портит благообразный седой старик-нищий: он стоит за спиной горожан, в правой руке — большая голубая кружка для милостыни.
Сюжет картины изображен под сенью государственного флага Бельгии, вывешенного над трактиром, под этим флагом бельгийцы шли в бой за независимость (скорее всего, он уже не первый год видит такие гулянки: у него обтрепаны края, и с годами энтузиазм граждан слегка погас, на новый надо раскошелиться, а государство ничего не дает).
В 1830 году случилась революция, 21 июля 1830 года Бельгия получила статус независимой конституционной монархии: королевская власть не стала абсолютной, ни один закон, предлагаемый королем, не имел силы, если против него выступил хотя бы один министр. Конституция гарантировала свободу слова, равенство граждан перед законом, право на частную собственность.
Официально день независимости Бельгии начали отмечать с только с 1890 года — спустя 60 лет от исторического события. С большой степенью вероятности можно предположить, что действие происходит в воскресенье 21 июля 1835 года (картина датирована автором, 1838 год) и что люди на картине празднуют освобождение от власти чужаков и от произвола вельмож…