Креспи учился в Болонье у Доменико Марио Канути (работал в его студии)* и Карло Циньяни, а также у Джан Антонио Буррини, у которого он работал помощником и у которого встретил своего первого покровителя, Джованни Риччи.
Среди его работ — иллюстрации для юбилейного издания книги Джулио Чезаре Кроче «Бертольдо и Бертольдино» **, выполненные Креспи в двадцатых годах XVIII века.
Портрет графа Фульвио Грати (1720 год) до 1974 года находился в коллекции Салины Аморини в Болонье***, в 1974 году он был продан музею Тиссена-Борнемиссы. Не только историю портрета — не удалось выяснить даже кто изображен на портрете. Скорее всего, это член богатой сенаторской семьи, поэтому и портрет так долго не менял своего хозяина.
Картина — не портрет в собственном смысле слова, а нечто аллегорическое, причем изображение не дает возможности отгадать, что хотел всем этим выразить художник.
Судите сами: три человеческих фигуры, собака, несколько музыкальных инструментов, ноты. У главного персонажа — устремленный в пространство взгляд, положение его рук — одна на деке большой лютни, другая на грифе мандолины — тоже не позволяет хоть что-нибудь предположить.
Слева позади графа человек (судя по одежде — мастеровой) открывает темный, местами — черный занавес, за которым не просматривается ничего. Перед графом справа — негр с кипой нот в руках и подмышкой, одетый как слуга. Он почему-то непропорционально маленький (был он таким в действительности или это плод воображения художника?).
Слева в углу картины зритель видит свернутые рулоном ноты, лежащие в корпусе лютни: это заготовка будущего инструмента, у нее нет грифа и держателя колков.
Рядом с этими предметами — пес, стоящий на задних лапах и взирающий на художника.
Может быть, цвета картины дадут намек на личность графа? Почему на заднике — черный занавес с отблесками красного? Что бы это могло значить? Что темной завесой прикрыто таинственное прошлое, а после подъема этого занавеса ровным счетом ничего на проясняется?
Почему художник украсил графа огромным золотистым покрывалом (не похоже, что у музыканта есть какие-то заметные физические недостатки)? Тогда остается предположить, что покрывало — символ богатства (на графе нет никаких украшений, в интерьере нет ни скульптур, ни дорогой посуды).
Однозначно — перед нами музыкант, разносторонний музыкант: обилие нот и несколько инструментов. Очень может быть, что он сам делает инструменты (недоделанная лютня на полу слева). Никаких сомнений в том, что этот человек — из правящей верхушки: черный слуга-раб этому подтверждение. Вероятно, в прошлом у него были не очень приятные события (как и у каждого вельможи всех времен).
Что может символизировать едва обозначенная на мрачном фоне арфа? Трагически закончившийся роман с арфисткой из музыкантов, служивших при дворе этого знатного семейства?
Может быть, мандолина принадлежала этой музыкантше, а жест графа — как символ, как его связь с ушедшей в мир иной? А человек, открывающий занавес, — свидетель драматических событий?
Надо полагать, что при всей загадочности картины художник очень точно изобразил позировавшего ему человека. Поэтому и портрет находился в собственности семьи почти 250 лет.
*Доменико Мариа Канути (1625−1684) — итальянский художник, работавший в Болонье и Риме. Его учителями были Гвидо Рени и Гверчино. В 1650—1660 годах и позднее в 1670-х он работал в Риме, расписывая церковь св. Доминика и Сикста. Перечень его работ — несколько десятков крупных произведений, фресок в соборах и дворцах в Болонье и других городах Италии.
** Джулио Чезаре Кро́че (итал. Giulio Cesare Croce; 1550, Сан-Джованни-ин-Персичето — 1609, Болонья) — итальянский прозаик, драматург и поэт. Потомственный кузнец и талантливый рассказчик, веселивший народ своими забавными историями на рынках и ярмарках. Благодаря своей популярности приглашался в богатые дома и королевские дворы, где выступал в сопровождении скрипки. Автор книги «Забавные, смешные и простодушные деяния Бертольдино, сына хитроумного Бертольдо, ныне покойного» (Le piacevoli e ridicolose simplicità di Bertoldino, figlio del già astuto Bertoldo, 1608). Был дважды женат, имел 14 детей. Умер в бедности.
***Эта коллекция размещается во дворце, который до сих пор находится в собственности семьи сенаторов, известных с XVI века.