Дружка обводил молодого или молодую вокруг стола три раза, шепча молитвы. Потом жениха или невесту ставили под образа, рядом становился дружка, напротив друзья или подруги.
Первым подходил отец со словами: «Благословляю тебя на счастливое житье» — и опускал в тарелку медную монету. За ним подходили все родственники и тоже опускали монеты. Дружка подносил самым почетным гостям рюмку водки, а женщины пели особые, «благословенные» песни:
Благослови Боже-Боженька,
Свадьбу играти, Боженька,
Начинати, Боженька,
Князя женити (имя), Боженька
Княгиню брать (имя), Боженька,
Случати вместе двух молоденьких
Двух зачаженных.
Над ними Божья милость,
Мать Божья — Богородица,Реклама
Воскресеньице Светлое,
Над ними свечи топятся
Свечи воску ярова
Еще шелку белого
Святый око, Боженька,
Будь на свадьбе, Боженька,
Скуй нам свадьбу, Боженька,
Крепкую, твердую, боженька,
Долговечную, Боженька,
С младости до старости
До маленьких деточек.
Есть ли в небе Боженька,
Матушка да с батюшкой?
Приступайте по одной доске
Ко дубовому столу наделяти
Свою дитятку милую
Серебром и золотом
Еще скатным жемчугом
Еще Божьей милостью.
Потом девушке в последний раз причесывали голову и накрывали покрывалом. Наконец наблюдатели сообщали, что жених приехал, девушки выводили невесту во двор.
Жених старался «украсть невесту», подхватив и усадив в свой экипаж. Но девушки надежно ее прятали. Вся процессия заходила в дом, и начинался торг.
Жених должен был выкупить «девичью красу» у подружек и заставить дружка невесты снять с нее покрывало. Этот акт означал, что жених может занять место рядом с избранницей. Торг всегда сопровождался шутками с обеих сторон. Наконец, сторона девушки решала, что выкуп достаточный, и дружка невесты снимал с нее покрывало и отводил молодых за стол.
Пару благословляли иконами, а затем с особыми причитаниями разламывали краюху хлеба, согласно свадебным традициям, давали первые куски жениху и невесте, а затем и гостям. На столы устанавливались яства, и гости садились за угощение. Молодые в этот день к пище не притрагивались.
Угощения сопровождались специальными «отъезжающими» песнями:
Весела горенка Григорьевна
Во сыром бору она валена,
Вострым топором она рублена,
На борзых конях с лесу вожена,
Вниз по воде она сплавлена,
Высоко на гору она тягана,
На веселом местечке поставлена.
В той ли горенке пир пировати?
Пир пировати,
Свадьбу играти,
Свадьбу играти, сыновей женити,
Сыновей женити, дочек отдавайте,
Сына женю, я подмогу веду
Дочку отдаю я поилочку.
С востоку до западу
Протекал серебряный ручей,
Еще речушка быстрая,
Быстрая, каменистая,
За той за быстрой речушкой
Стоит Церковь Божия —
Низкая, плоская, верхом чуден крест позолоченный.
В этой Церкви Божьей
Двое молоденов стоя Богу молятся,
Просят в Боге милости:Реклама
Три здоровья в голову,
А четвертое — в ретивое сердце.
Здравствуй, здравствуй, князь молодой со своею княгиньюшкой!
После обеденного стола свадебный поезд отправлялся на венчание. Впереди ехал дружка, подвязанный полотенцем, за ним молодая пара и гости.
Во время венчания каждый шаг молодых примечался.
- Кто из них держит свечу выше, тот и хозяин в доме.
- Чья свеча после обряда окажется короче, у того и век короче.
Из Церкви отправлялись на основные гулянья в дом жениха. По дороге голову невесты подружки накрывали специальным покрывалом. Отец молодого встречал пару в сенях, осыпал их житом и хмелем, приговаривая: «Жито на житье, хмель на веселье!»
Молодых вели за стол, невеста остается под покрывалом, закрытой от чужих глаз. Свекор кнутовищем несколько раз приподнимал его под пение-уговор женщин:
Рыбушка, не прыгайся,
Авдотьюшка, догадайся,
Ладят тебя раскрывати,
на весь честной народ показати,
Покажите молодую,
Семеновну новоявленную.
Свекор решительно снимал покрывало, и гости одобряли выбор жениха: «Хороша, хороша молодая». За то, что отец снял покрывало, невеста должна его одарить платком и поднести ковш пива. Но он будто не замечал подношения. Тогда женщины запевали:
Жарко, жарко уголье.
Тошнехонько молодушке.
Пристояла ноженьки,
Придержала рученьки
Ко медовому ковшу.
Скоро ль свекор-батюшка
Примет ковш со брагою?Реклама
После этой песни свекор брал ковш из рук невесты, и это считалось началом «княжьего стола».
Молодые сидели под образами, есть в этот день им запрещалось. Между тем гости с шутками и песнями пировали на славу, перемежая угощенье криками: «Горько! В рюмке таракан». Таракана можно было «вывести» только поцелуем молодых.
За столом боярки (подружки невесты) пели специальные песни, за которые гости должны были им платить:
Умны бояры князевы,
Поумнее их князь молодой,
Подсек березу по темному бору,
Подобрал ягоду во сыром лесу,
Подкопал медуню в зеленом саду,
Украл девушку от батюшки,
Не дал березе раскинутся,
Не дал медуне повыцвести,
Не дал ягодке повызрети.
Красная девушка подивитися
Раскинься береза подсеченная,
Расцвети медуня подкопанная,
Вызрей ягодка сорванная.
Носи, девушка, плат не складывая,
Терпи горюшко, не сказывая.
Пир продолжался далеко за полночь. Наконец дружка брал под руки молодых, шептал заклинания и вел в отдельную избу, где приготовлена брачная постель.
Утром гости являлись будить мужа и жену. Они готовили им различные шутливые испытания. Например, сливали воду в рукомойнике. Молодая должна была «выкупить рукомойник», привязав к нему заранее приготовленный пояс. Молодую жену «испытывали работой», заставляя мести дом. Она откупалась подарком, привязанным к венику.
На второй день свадьбы продолжалось гулянье в доме мужа. Молодоженам, наконец, разрешали есть. Им специально готовили курник (пирог с курицей), считалось, что куриное мясо способствует плодовитости пары.
На третий день пара отправлялась в дом невесты. Зять в пояс кланялся теще в благодарность за сохраненную девственность его жены. Свадебный пир перемещался в дом тестя.
Гулянье длилось несколько дней, в зависимости от достатка родителей молодых.