«Вчера тульский оружейный императора Петра I завод праздновал 200-летний юбилей своего существования и открытие памятника царственному основателю завода императору Петру I. На торжестве присутствовал Его Императорское Величество великий князь Сергей Михайлович. После молебствия по плану перед зданием завода с памятника упала пелена, и фигура императора, изображенного в виде кузнеца, предстала перед зрителями. После освящения памятника состоялся акт, во время которого происходил прием депутаций и чтение полученных приветствий», —
писала газета «Тульская молва» об этом событии, имевшем место 28 апреля/11 мая 1912 года.Реклама
Неизвестно, кому именно принадлежала инициатива сооружения памятника, но вряд ли здесь обошлось без участия инженера Сергея Зыбина (1862−1942) — изобретателя, историка и драматурга. Сергей Александрович изучал историю предприятия и даже написал пьесу «Царь-работник» о временах Петра Великого для постановки самодеятельной заводской театральной труппой, которую сам организовал. Он же возглавлял юбилейную комиссию по подготовке к празднованию 200-летия завода.
В октябре 1909 года собрание выборных от рабочих ТОЗа постановило «открыть… добровольную подписку на постановку памятника основателю завода Петру I». В декабре начальник завода в надежде получить от казны средства на празднование юбилея писал в Главное артиллерийское управление:
«Единодушие и сознательность в пожертвовании на памятник, проявленные со стороны рабочих, несмотря на скромные их заработки, прямо обязывает высшее начальство отпустить необходимые средства для проведения торжества».
Насчет единодушия генерал преувеличил: около 40% работников завода не пожелали «отчислять по полкопейки с каждого заработанного рубля». Впрочем, для того периода между революциями, когда царская власть неуклонно теряла авторитет, 60% «подписантов» можно было считать неплохим показателем лояльности оружейников.
Параллельно со сбором пожертвований юбилейная комиссия решала вопрос о памятнике. Академия художеств порекомендовала заказать его Роберту Баху, представителю большой семьи скульпторов, архитекторов и художников.
Роберт Романович, которому тогда перевалило на четвертый десяток, уже имел имя, широкое признание получила бронзовая скульптура его работы «Пушкин-лицеист», открытая в Царском Селе к 100-летию поэта. Бах проявил себя и в «царской» теме, создав ряд скульптур Александра I, а для Ревеля (Таллинна) изваял в 1909 году памятник Петру I.
Работая над этим произведением, он делал для себя наброски на будущее. И когда делегация оружейников во главе с Зыбиным приехала к Баху договариваться о памятнике, мастер показал практически готовый эскиз скульптуры стоящего у наковальни царя-работника с молотом в руках.
Тулякам идея понравилась, однако проведение проекта по инстанциям потребовало огромной настойчивости и заняло немало времени. Чиновники всячески старались уклониться от утверждения нестандартного памятника, нарушающего придворные каноны. Соответственно, и денег туляки не получили. Тут-то и пригодились собранные за 1909−1011 годы 16 тысяч рублей. Глиняную модель памятника Бах привез в Тулу на утверждение заказчиков.
Интересный факт — на заседание юбилейной комиссии по просьбе скульптора пришли заводские кузнецы, заметившие, что царь держит молот неправильно. Тут же принесли молот, показали, как это делается, скульптор внес необходимые изменения. Других замечаний не оказалось, и скульптура пошла в работу.
В бронзе ее отлили на Петербургской фабрике «Моран», из коричневого гранита Бах высек пьедестал с надписью: «Петру Великому, основателю завода 1712−1912». На торжественное открытие памятника допущены были только жертвователи, имевшие при себе «личную марку и особый входной билет».
Бронзовый император благополучно пережил Февральскую и Октябрьскую революции, но весной 1918 года чуть не погиб. После выхода декрета Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг» ретивые борцы с наследием прошлого свергли Петра с пьедестала и, дотащив до протекавшей рядом реки Упы, сбросили в воду. Узнав об этом, в дело вмешался председатель губкома Григорий Каминский, убедивший оружейников восстановить памятник царю-работнику. Скульптуру вернули на пьедестал.
Через несколько лет бронзовый Петр Великий «переехал» в фойе музея оружия на территории завода. В октябре 1941-го при эвакуации завода его отправили в глубокий тыл. После возвращения домой памятник долго валялся на складе, пока его вновь не смонтировали на пьедестале там же, где он стоял при открытии в 1912 году. Так Петр Великий оказался на территории разросшегося к тому времени завода, отгороженный от мира высоким забором. «На свободу» император вышел лишь через несколько десятилетий.
«Приближался 1962 год, 250-летие завода», — вспоминал его директор, потомственный оружейник, Герой Социалистического труда Евгений Сабинин. К тому времени на предприятии выстроили новое заводоуправление, хорошие проходные рядом,
«…а меня все беспокоила мысль о памятнике Петру. Почему его должны видеть только работники завода, а не все туляки, не гости города? Ведь это изумительное, единственное в своем роде произведение искусства. Предложил в обкоме партии вынести памятник на площадь перед заводом — никто не захотел взять на себя ответственность. При случае поговорил о том же в ЦК — и там молчок. И злость меня взяла! Да что же это такое? Разве мои дед и отец для того собирали деньги на памятник, чтобы его потом упрятали? Вон в Бельгии бюст Петра в сквере напротив королевского дворца стоит. Уважают там русского царя! Взял установку памятника на себя. Получилось. И никто не возразил».
Сегодня бронзовый царь-работник, хлебнувший лиха на своем веку, стоит, как и сто лет назад, у наковальни — отдыхает после тяжких трудов, доступный взорам туляков и гостей города. Памятник Петру Великому теперь важная достопримечательность города, Тулу без него даже представить трудно. И как не сказать спасибо людям, благодаря которым уникальная скульптура появилась в городе и была сохранена вопреки всем политическим катаклизмам!