Странствующие коробейники обладали уникальными навыками продвижения товара, сочетая торговое искусство с поистине сценическими талантами. Они могли продать книжку бедному неграмотному крестьянину — куда современным гуру от маркетинга! Бывалые офени, обучая новичков, говорили:
«Умелый коробейник наперед покупателя знает, что ему требуется. Покупать не принуждайте, а внимательно смотрите, на что взор опустит, то и славить начинайте. Товар, он порядок любит. Ежели свалим все в кучу, то и не разобрать, вы понемножку вынимайте. Сначала тот, что подороже, да рассказывайте о нем подольше, а уж напоследок дешевые картинки. Приглядывайте, кто заинтересовался, то дайте ему в руки подержать. Так он вернее купит».
Реклама
Знания психологии продаж, мерчандайзинга, задолго до появления этих терминов широко использовались ходебщиками. Зачастую процесс торговли превращался в театрализованное представление. Талант скоморохов коробейники использовали для привлечения внимания к товару, для создания непринужденной атмосферы, радости от приобретения. Чем не промо-акции?
По деревням и селам разносились «простовики» (дешевые красочные картинки с изображением бытовых, сказочных и религиозных сюжетов), книжки с любовными и поучительными сюжетами, азбуки, различные приспособления для гаданий и приворотов.
Очень популярны были «Соломоны», изображение «Колеса Фортуны» с числами. Гадающие бросали зернышко, отслеживали число, рядом с которым оно остановится, и гадали по соответствующему Псалму.
Для любовной магии предлагался обыкновенный магнит. С его помощью женщины рассчитывали «примагнитить любимого», надо было лишь прикоснуться им к своей зазнобе. А уж если напоить водкой, в которой предварительно этот магнит побывал, то успех обеспечен. Правда, офени оговаривали, что магия эта действует, только если любовь от Бога. Мало ли, вдруг придется опять прийти в эту деревню?
Азбуки, иконы, жития святых — у ходебщиков был товар на любой вкус.
Почти 250 лет странствующие торговцы иконами и книгами сохраняли свой специфический жизненный уклад и описывали мир на тайном языке. Позже этот язык смешается с языком профессиональных уголовников, так зародится «уголовная феня». Язык офеней давал возможность вести тайные переговоры, не отрываясь от процесса торговли.
Разве мог догадаться барин, что он — «ховряк», а супруга его — «ховрячка»? А «марушником» торговец называет гривенник? Знают ли современные студенты, что словом «шпаргалка» (бумага) они обязаны офеням? И даже популярное в определенной среде «лох» тоже из языка коробейщиков. Лохами называли крестьян, с которых немного дохода, по аналогии с названием ленивой рыбы в Архангельской области, которую и ловить-то немного чести.
Офени вместили в себя и удивительные торговые навыки, наследие скоморохов, затейников, были разносчиками вестей, информационной связи между поселениями. Они не просто удовлетворяли потребности бедного люда, но и являлись проводниками печатного слова, содействовали распространению грамотности.
Коробейники способствовали развитию промышленности в регионах проживания, реализуя произведенный продукт. Из этой среды вышли многие купцы, заработавшие свой первоначальный капитал на разносе товаров.