Русские песни со сцены исполняются многими. Это большая честь для них. Но есть особая плеяда талантливых людей, известных большинству зрителей, работающих в разных жанрах, чье исполнение западает в душу надолго: Олег Погудин, Ольга Арефьева, Валерий Кипелов и, конечно, Пелагея Ханова. Всех их объединяет не только природный талант, но и еще кое-что: они поют — и люди им верят. Разношерстный зритель, разновозрастная аудитория, но верят одинаково. А почему?
Современная культура интернациональна, впитывает как губка то, что приглянулось у других. И вот спустя время и наши русские люди начинают носить на голове разноцветные мохнатые «сосиски» — дреды, разбавляют русские тексты словечками вроде «упс» и «вау», в стиле и танцах подражают обитателям негритянских кварталов Америки.
Тексты современных песен — быстрые, как жизнь большого города. Надо в три минуты уложить всё, что думаешь об этом мире. И артисту кажется, что он должен сказать как можно больше, чтобы быть внятным. Так зародился русский речитатив.
Это не хорошо и не плохо, это даже не нотки ностальгии из серии «а вот в советские времена было ууу», а просто констатация факта.
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
Но почему тогда уже столько лет именно народная музыка, фолк-музыка в современной обработке собирают полные залы разношерстного люда от мала до велика? Ее играют на самых знаменитых сценах мира, срывая овации, на самых важных праздниках, перед первыми лицами государств, она звучит в кино? Даже люди, далекие от фолка, знают эти песни.
Почему за столом по случаю радости или скорби всегда пели и будут петь не речитатив, а раскатистые казацкие песни, широкие как степь? Даже если в них всего пара строк. В том особенность и сила русского языка: парой слов можно сказать куда больше, чем речитативом. Просто освоить этот инструмент не каждому под силу.
Помните слова Евтушенко из старой песни о войне: «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней»? А теперь скажите об этом речитативом.
Пройдя проверку временем, меняясь на протяжении долгих лет, народная музыка отфильтровала и оставила в себе то, что живет в сердце русского человека всегда: размышления о жизни и о своей роли в ней, беспричинную печаль и горечь за Родину, светлую тоску по любви и безграничное счастье, готовность всегда защитить свою семью, свою землю, свою правду. В русской музыке всего через край, ничего нет наполовину.
В народном творчестве хранится наша история, то, что у нас в крови, то, что определяет нашу самобытность и спустя годы никуда не девается, остается в глубокой памяти русского человека. Как сказали бы ученые, «на генном уровне». Русские песни способны вынуть из этих глубин такую «генетическую» память, оживить историю, словно мы были ее непосредственными участниками. История России полна трагических событий, поэтому и народные песни по большей части грустные.
И талантливая сибирячка Пелагея — одно из лучших воплощений русского фольклора на современной сцене.
Мало кто может с помощью музыки и голоса заставить вас плакать, исполняя песню, в которой не так уж и много строк. Но когда ты слышишь, как Пелагея исполняет «Кумушки», сердце в груди сжимается. Уникальная песня, в которой последний куплет меняет смысл всего, о чем говорилось ранее. Это неподдельные эмоции, их невозможно выдавить из себя даже при очень большом старании. Надо чтобы обязательно сердце сжалось. Без этого ничего не почувствуешь.
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
Когда-то киношный Данила Багров сказал, что сила — в правде. Так вот, став известной певицей, и несмотря на солидный стаж, Поля остается верна себе. Ее искренность невозможно изобразить по щелчку. Поэтому мы ей верим. Мы верим, поэтому она нам нравится. Вот так все просто и сложно одновременно.