Кого чествовали на Руси накануне дня Ивана Купалы?

Реклама
Грандмастер

Накануне дня Ивана Купалы, 6 июля (по старому стилю 23 июня), наши предки чествовали Аграфену, прозванную Купальницей. Чествовали радостно и шумно, с хороводами, шутками и веселыми песнями, с играми и пирогами. Много верований и ритуальных действ в язычестве было связано с этим летним праздником.

Согласно народным верованиям, травы, собранные на Аграфену, приобретали особую целебную силу.

На Аграфену принято было заниматься не только заготовкой лечебных трав, но и изготовлением банных веников. Занятие это считалось чисто женским.

После полудня все женское население села, состоявшее из юных девушек и замужних женщин, отправлялось по веники в лес. Для заготовки веников они собирали всякую траву-мураву. В ход шли ветки ольхи и черемухи, плакучей ивы, цветущей липы, калины, рябины и другие.

Реклама

Сделанный на Аграфену веник использовался не только в качестве банного атрибута. Он применялся в различных ритуальных действиях.

Его использовали в действе, направленном на то, чтобы обеспечить скоту здоровье на весь год. Для этого веник, собранный накануне в лесу, перебрасывали через скотину. Считалось, что после этого ритуала она не будет болеть и не пропадет.

Веник, собранный в день Аграфены Купальницы, кидали через голову и на крышу бани. Это было традицией праздника и своеобразным гаданием, способом заглянуть в будущее. Если веник падал вершиной — это было дурной приметой, предвещающей скорую смерть гадающему.

Заготавливались веники под пение песен:

Веники, веники,

Реклама

Веники, комелики
На печи валяются,
В лапти обуваются.
Кум Иван, кум Иван,
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила:
Веники, веники…

О дне чествования русским народом Аграфены Купальницы можно найти упоминание в художественной литературе. В бессмертном произведении А. К. Толстого о временах царствования Ивана Грозного, широко известной повести «Князь Серебряный», можно прочесть о развеселом праздновании этого дня следующие строки:

Еще не доезжая до деревни, князь и его люди услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то чередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточной бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело, веселился православный народ.

Реклама

У околицы старый стремянный князя с ним поравнялся:
— Эхва! — сказал он весело, — вишь как они, батюшка, справляют Аграфену Купальницу-то.

В этот день, являвшийся преддверием Купальских празднований, незамужние девушки не забывали погадать на жениха. Для гадания им необходимо было собрать на Аграфену разные травы, числом двенадцать. В собранном букете непременно полагалось находиться чертополоху и папоротнику. Собранную траву прятали на ночь у себя под подушкой, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять», чтобы увидеть во сне того, кто предназначен судьбой в мужья.

Реклама