Однако, при всем своем многообразии различных форм общественной жизни, многие греки того времени считали своих граждан болтунами, отрадно болтавшими о мелочах, вместо того чтобы решать важные проблемы своего времени.
В те времена древнего мира единого греческого государства, как такового, не существовало. Все греческие народности жили в так называемых «полисах-городах» — государствах, где все политические решения принимались на рыночных площадях, или агорах. Как уверяют историки и археологи, древние греки большую часть времени проводили именно на площадях и агорах.
Правом принимать какие-либо решения обладала преимущественно мужская часть населения, тогда как женщины жили затворницами в гинекеях — домашних покоях, специально для них отведенных.
Вопросы, которые древние греки пытались решить на рыночных площадях, зачастую приобретали характер пустой болтовни, что не могло не вызывать недовольство среди самого населения.
Великий греческий историк Геродот не раз критиковал греков за пустословие, рассказывая о глупых спорах, в которых греки погрязли во времена Греко-Персидской войны. Перед морской битвой при Саламине, одной из решающих в войне с персами, Геродот вспоминал:
«…созывали сходки и опять много говорили о том же. Затем греки не поверили правдивым словам Аристида, афинского государственного деятеля и полководца периода Греко-Персидской войны, и в совете опять начались споры».
Геродот часто писал, что греки в тот момент, когда требовалось принять важное решение, часто созывали собрания, служившие местом бесполезных споров.
Похожие упоминания делает древнегреческий писатель, общественный деятель и философ Плутарх. Оценивая работу афинского государственного деятеля Перикла, Плутарх описывает его следующими словами:
«Так, когда какой-то пентатл (спортсмен) нечаянно брошенным дротом убил Эпитима из Фарсала, Перикл потратил целый день, рассуждая с Протагором о том, кого, по существу, следует считать виновником этого несчастного случая — дрот, или бросавшего, или распорядителей состязания».
Подобного рода споры породили в древней Греции науку о правильной речи, или риторику. Обучением ораторскому искусству в то время занимались софисты — платные преподаватели красноречия и представители одноименного философского направления. В современной истории термин «софист» приобрел уничижительный характер.
Во многом этому способствовал миф, распространяемый софистами, что с помощью законов риторики можно избежать наказания в судах, вводя слушателей в заблуждение и подводя их к неправильным заключениям. Софисты убеждали, что должник мог избежать выплаты долга своему кредитору, всего лишь используя правильные риторические приемы.
Разумеется, многие греки отрицательно относились к такому роду коммуникации, а великий древнегреческий комедиограф Аристофан высмеял в своей комедии «Облака» как софистов, считавших себя великими мудрецами построения правильной речи, так и глупых греков, веривших в их мудрость.
К счастью для греческого общества, вера в мудрость софистов перестала существовать с расцветом и развитием философской мысли, а в частности — благодаря великим философам Платону и Аристотелю, создавшим основополагающие законы риторики. Их критерии оценки правильности речи и по сей день используются культурными людьми, чтобы избежать болтовни, свойственной древним грекам.