Перейти к предыдущей части статьи
На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Иерусалимом чтит,
Зря в нем подобие того святого храма,
В котором Божий Сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог.
— торжественно писал Гавриил Державин.
Позже свое посещение Русской Палестины отметил в стихах Михаил Лермонтов:
Пред мной готическое зданье
Стоит как тень былых годов…
(Лермонтов. «В Воскресенске»)
Стихотворение большое, интересно, что Лермонтов, следуя романтической традиции, описывает возможное «мрачное будущее», не предполагая, впрочем, что частично и ненадолго это предполагаемое будущее сбудется.
Быть может, через много лет
Сия священная обитель
Оставит только мрачный след,
И любопытный посетитель
В развалинах людей искать
Напрасно станет, чтоб узнать,
Где образ божеской могилы
Между златых колонн стоял,
Где теплились паникадилы,
Где лик отшельников звучал,
И где пред богом изливали
Свои грехи, свои печали.
Еще через полстолетия здесь жил и работал врачом А. Чехов. Горожане Воскресенска (ныне — Истры) стали прототипами многих героев его произведений (называют, в том числе, и «Смерть чиновника, и «Три сестры»).
Новый Иерусалим стал святым местом, местом обязательного богомолья российского императорского дома. В развитие монастыря вкладывались многие известные дворянские семьи (Бестужевы-Рюмины, Нащокины, Сухово-Кобылины и другие), представители которых также были похоронены на его территории. По дороге к источнику в подземной церкви находятся могилы жены и сына Александра Суворова. Единственный сын полководца — Аркадий — погиб совсем молодым, предположительно — спасая подчиненного.
В Первую мировую войну здесь был организован лазарет для раненых. Кроме школ для крестьянских детей, начало которых было положено еще во времена Никона, появилась при Новом Иерусалиме и женская гимназия.
После революции Новоиерусалимский монастырь, естественно, был закрыт. Правда, его тогда не взорвали, более того — сделали музей. Но многие люди, связанные с Новым Иерусалимом, пострадали. Был расстрелян на Бутовском полигоне бывший настоятель монастыря — архимандрит Серафим (из старого рода адмиралов Чичаговых). В Сети бродит его книга о системе оздоровления человека, я не читала, да и не врач, но Серафим (Чичагов) был, безусловно, разносторонним человеком — бывшим профессиональным военным, писателем, художником и церковным композитором.
Другой епископ-настоятель Нового Иерусалима — Тихон (Никаноров), был «по устойчивому преданию» повешен прямо во время богослужения. Последний настоятель — епископ Иона (Лазарев), совершенно точно был расстрелян на том же Бутовском полигоне также в 1937 году. Все эти люди почитаются сейчас в ранге священномучеников.
Не пощадили ни послушников, ни даже иконописцев. Художник Михаил Строев, потомственный живописец из рода художников Строевых, которые работали в Новом Иерусалиме чуть ли не со дня основания, был арестован и умер в лагере в 1938 году.
10 декабря 1941 года взрывники дивизии СС-Райх взрывают Воскресенский монастырь. Хотя немцы и отступали в спешке, минирование было произведено весьма профессионально: горело все, что могло и не могло, да и весь город лежал в руинах, изменилась даже береговая линия реки Истры. Факт уничтожения Нового Иерусалима фигурировал на Нюрнбергском процессе как преступление против человечества.
У. Черчилль после войны предложил Сталину безвозмездно, силами англичан восстановить Новый Иерусалим. Потом предложили французы. В обоих случаях последовал отказ, мотивы которого сформулировал тогдашний патриарх: «Мы не настолько бедны, чтобы принимать такую щедрую помощь».
А планы восстановления монастырского комплекса разрабатываются в СССР уже в 1942 году, в разгар войны, в разработке участвуют знаменитые академики, архитекторы, инженеры и историки — Щусев, Грабарь, Рыбаков.
Восстановление и полная реставрация продолжались не одно десятилетие. К настоящему времени восстановлено почти всё, при этом многое воссоздано со всеми деталями изразцового убранства XVII века.
Памятью об истории храма — о взрыве 1941 года — служит трещина на Камне Миропомазания. Почти все приделы Воскресенского храма имеют прототипы в иерусалимских храмах. От Голгофы идут галереей к Гробу Господню. По всем Воскресенскому собору можно путешествовать как по Евангелию. Или как по евангельским местам в Израиле — для тех, кто там бывал, или бывает, или живет.
Новый Иерусалим остается уникальным памятником России.