С Новым годом, или Что мы празднуем 14 сентября?

Реклама
Грандмастер

Всея твари Содетелю,
времена и лета во Своей власти положивый,
благослови венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой
молитвами Богородицы и спаси ны.

(Тропарь индикту)

В земле Галилейской пылится маленький городок Назарет. В него вернется из Египта бежавшая туда от царя Ирода, вырезавшего младенцев мужеска пола, молодая семья: плотник Иосиф, жена его Мария и сын их, который наречется Назореем. «Не стало искавших смерти его» — после смерти Ирода править в Иудее начинает Архелай. Позади уже горесть изгнания, бегства. Стали жить. Растет мальчик, трудится семья.

Раз в год на осликах, с нехитрой поклажей пыльными каменистыми дорогами едет семья в Иерусалим исполниться благодати праздника. После унылой скудности провинциального Назарета — фатаморганой всплывает великолепие города и царящего над ним Храма, и ребенку кажется, что вся благодать и величие господне почиет над Храмом и городом, он исполняется восторгом и верой, божественным благоговением и трепетом. (Я мысленным взором представляю себе деревенского мальчика на ослике, в пыльной от дальней дороги одежонке, дивящегося с изумлением на сверкающее золотом убранство храма, на пурпур завесы, на великолепие одежд священнослужителей. Представьте и вы со мной).

Реклама

И случается то, что должно было случиться — двенадцати лет от роду мальчик прячется от спешащих домой родителей в узких улочках города, и остается в Иерусалиме. Учится в синагогах, постигает мудрость старших, начинает проповедовать сам, обнаруживает у себя особый дар целительства, открывает в себе проростки таинственной миссии, положенной ему судьбою… Дальше пойдут годы искушения духа и плоти в пустынях, переходы из города в город, чудодеяния, пророчества, толпы приверженцев, идущих по его стопам. («Оставь отца своего и мать свою…»)

Прошли годы. Небогатая синагога городишки Назарет. 1 сентября. Жарко. Иисус вернулся в родной городок на праздник Рош Ашана — иудейский Новый год. Он принес землякам благую весть. Вот он сидит и учит в синагоге собравшихся горожан, что наступивший иудейский новый год будет «летом (годом) благоприятным»: «Господь помазал меня благовествовать нищим,. проповедовать лето благоприятное, утешить всех сетующих. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда». (Исайя 61. 1−2. Лука 4, 16−22). Иисус пророчествует.

Реклама

День этого пророчества о благоприятном годе и принято стало считать христианским церковным Новолетием. Византийские христиане увидели в этом указание господне на празднование дня новолетия, и с тех пор ежегодно в день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь празднует церковное новолетие, называемое также Началом индикта.

С латыни indictio переводится как указание, объявление. В 6 веке Юлиан вводит новое летоисчисление по указаниям, «индиктам». (Узнаете наше слово «индекс» — указатель?)
Под этими указаниями обозначались размеры податей, назначаемых императором 15-летним циклом наложения даней. В индикте указывалось, сколько податей нужно будет собрать в новом году, а каждые 15 лет производилась переоценка имений, пересчет цифр. Официальное Константинопольское летоисчисление начиналось 1 (по новому — 14) сентября 312 года, при Константине Великом.

Реклама

Дохристианская Русь гражданский новый год начинала 1 марта, и только в 15 веке Русь официально начинает праздновать его 1 (14) сентября. Оно и выстраивалось логично — урожай собран, работы завершены. Начинается новый год. Так и шло до поры…

И вот 1 сентября 1699 года. Москва. Кремль. На кремлевской соборной площади праздник. В пышных царских одеждах на высоком царевом престоле сидит Петр. Патриаршая риза заслоняет от меня его лицо. Я вижу только, как громадный царь склоняет голову перед Патриархом, принимает от него благословение, целует патриаршую душистую руку. Начинается божественная литургия новолетия. Нарядный народ подходит под благословение. Долгий молебен. Царь поздравляет, народ кланяется земно. Все точно по канону и благочинно, но что-то, что должно было иметь, как всегда, место, отсутствует. Что? Ах, вон оно что — не совершился чин летопроводства! Почему? Что происходит? Что опять задумал Петр, какие опять новые реформы? Какие ковы он снова строит русской православной церкви, заморские обряды внося в тишину патриархальную?

Реклама

А задумал Петр вот что: перенести гражданский новый год на 1 января! И именно после прекращения совершения канона летопроводства (год не проводили, значит, и нового не встретили!) издает царь Указ о перенесении нового года. Ловко! С тех пор мы и празднуем его зимой. Хотя и неверно — ведь летоисчисление тысячелетиями привязывалось к началу и окончанию, к земледельческим циклам. Да уж таков Петр!

Церковь же оставила для себя день 14 сентября днем церковного новолетия. В этот день, сегодня, мы переходим в 7517 год от Сотворения Мира. Православная церковь во всем мире отслужит праздничную литургию новолетия и соединит ее со службой в честь преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы, память которых приходится также на 14 сентября.

С Новолетием и 7517 Новым годом редакцию, «школьников» и читателей! Семены и Марфы — ваш день — с именинами! (Помните, день постный, но рыбу вкушать можно).

Реклама