У каждого человека имя Александра Сергеевича Пушкина вызывает разные ассоциации. Сказочник, лирик, прозаик… В детстве мы с удовольствием открывали мир его сказок. Нам было жалко старика, над которым издевалась старуха. Мы восхищались Царевной Лебедь. Вместе с комаром летели в царство славного Салтана, а с королевичем Елисеем отправлялись на поиски его невесты. Со сказками Пушкина мы впитывали русский дух, начинали свое знакомство с Русью, ее историей, обычаями.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Позже мы узнавали, что сюжеты для своих сказок Александр Сергеевич брал из русских народных сказок, которые ему рассказывала няня. Перед нашими глазами вставал образ «подруги дней моих суровых» — образ Арины Родионовны. Она напоминала нам заботливую бабушку. Арина Родионовна была рядом с Пушкиным и тогда, когда он вырос. Она сопровождала поэта в ссылке, разделяя его одиночество долгими зимними вечерами. Так и представляешь, как Арина Родионовна, сидя у свечи, рассказывает очередную сказку Александру Сергеевичу.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
С возрастом расширялся наш кругозор. Мы узнавали Пушкина с другой стороны — поэт, лирик. Нам хотелось открыть «сомкнуты негой взоры» и мчаться «на поля пустые, леса, недавно столь густые», но приходилось сидеть за партой, ожидая звонка с урока. Каждое стихотворение пробуждало гамму чувств. Мы сопереживали Пушкину, который вынужден был жить в ссылке, вдали от друзей, вечерами слушать бури завыванье.
До сих пор воспоминания о первой любви оживают, стоит лишь услышать пушкинские строки «Я помню чудное мгновенье». Нас не могли не очаровать барышня-крестьянка, Татьяна Ларина, Дубровский. Фраза «Не бойтесь, Маша, я — Дубровский» служила поводом для улыбки.
В последнее время на смену героям из сказок Пушкина пришли новые персонажи. Дети вместе с Гарри Поттером ищут «философский камень», «кубок огня». Они с нетерпением ждут, когда появится продолжение истории, читая приключения Тани Гроттер… Жаль, что даже люди, считающие себя культурными, порой высказываются за сокращение школьной программы за счет произведений