Опера — это театр, поэзия, живопись, танец, пение, музыка и другие виды искусства, гармонично слитые воедино и совместными силами заставляющие слушателя-зрителя переживать необыкновенные эмоции.
Те, кто оперу любят, счастливы этим. А те, кто не любят? Скорее всего, они ее просто не понимают или боятся. Но так ли всё страшно на самом деле? Рассмотрим по порядку самые популярные «ужасы», отпугивающие людей от оперы.
Ужас № 1: долго
Что может испугать неискушенного оперного зрителя в первую очередь, так это перспектива провести наедине с Её Величеством Оперой, страшной и ужасной, несколько долгих часов. Разговаривать нельзя (соседи-меломаны будут недовольны). Телефоном пользоваться нельзя (тут уже недовольны будут не только соседи, но и, вероятно, артисты). Приговор суров: сиди, смотри и слушай.
Не уверены, что долго продержитесь? Не стоит унывать: артистам нужен отдых, декорации надо менять, буфет жаждет угостить своих гостей. Поэтому можно не бояться длительных мучений: перерывы всё-таки будут.
Ужас № 2: спать хочется
Высидеть несколько часов и прослушать оперу «от и до» всё-таки можно. Но возникает другая проблема: как не уснуть в самый ответственный момент развития драмы? Действительно, в темном зале, под музыку, да если вы еще, к тому же, устали на работе или не выспались прошлой ночью, — вполне может потянуть в сон.
Совет прост: следует ходить в оперный театр по выходным, хорошо отдохнув и выспавшись.
Ужас № 3: поют непонятно
Первая причина данной проблемы — не очень хорошая дикция исполнителей. И если человек не привык к оперному пению, то вполне возможно, что ему будет трудно понять, о чем поют, даже если спектакль идет на его родном языке. Эта проблема решается со временем: уши привыкают к специфической речи оперных героев, и понимать их разговоры становится всё легче. А если все арии наизусть выучить, проблема вообще самоликвидируется.
Вторая причина непонятного пения — незнакомый язык. Исполнение опер на языке оригинала — это общемировая практика крупных театров, но всё-таки в остальных зарубежные оперы довольно часто ставятся в переводе. И если вы иностранными языками не владеете, выбирайте для себя постановки на родном.
Разумеется, следует помнить, что текст в опере — не главное. Он только помогает понять то, о чем говорит музыка. А для расшифровки непонятного содержания существуют буклетики с кратким либретто.
Ужас № 4: выглядит неправдоподобно
Говорят, что «опера — единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь, вместо того чтобы истечь кровью». Такие повороты сюжета несколько удивляют с непривычки. Но более сильное удивление у зрителей обычно вызывает несоответствие между внешним обликом исполнителя и образом героя. Это когда в роли юных героинь мы видим более чем зрелых дам, а в роли молодых и ловких рыцарей — больших и не очень поворотливых мужчин.
Относиться к этому нужно с пониманием. Здесь на помощь придёт воображение, которое запросто может нарисовать всё так, как хочется именно вам.
Ужас № 5: режиссура
Кого-то приводят в ужас проделки современных оперных режиссёров. На кого-то, наоборот, тоску нагоняют классические постановки. Но эта проблема — вовсе не проблема. Просто нужно точно определить, чего лично вам хочется, а чего не хочется. Остальное — дело выбора, который в наше время необычайно велик.
Её Величество Опера — дама щедрая. Она может дать богатую пищу уму и сердцу, возвысить над повседневностью и вдохновить на подвиги; но она нуждается в активных (!) слушателях, которые хотят и умеют понять и почувствовать самое главное, не отвлекаясь на условности жанра. И, быть может, именно поэтому современному потребителю информации, привыкшему ко всему готовому, бывает трудно понять красоту и прелесть этого вида искусства.
Было бы самонадеянно верить в то, что абсолютно все люди могут полюбить оперу. Конечно, нет. Но будьте любознательны, слушайте свое сердце, ничего не бойтесь и то, что вы способны полюбить, рано или поздно вас найдет!