Еще один эпизод. Прототип Павла Власова в романе М. Горького «Мать» — Петр Заломов. В его автобиографической книге «Запрещенные люди» описан процесс найма на работу слесарем-ремонтником судовых двигателей. Ему на вступительной контрольной работе надо было опилить вручную (!) напильником шейку коленчатого вала с точностью до 0.1 мм. Он эту работу сделал, но получил пониженную часовую ставку: работал не в полный мах.
Высокий профессионализм!
А кому сегодня придет в голову так тщательно готовить инструмент, чтобы снять тонкую стружку? Есть современные технологии обработки дерева — они позволяют копировать изделия любой сложности!
Нынешнему слесарю опилить напильником шейку коленчатого вала вручную с такой точностью — это не приснится даже в кошмарном сне! Сейчас есть станки, обеспечивающие точность до 0.001 мм — зачем надрываться вручную!
Конечно, в наш век автоматизации, казалось бы, такое умение и не нужно, но…
Эти примеры профессионального мастерства я вспомнил потому, что работа со словом — это тоже ремесло. Другое дело, что в этой работе должно присутствовать и вдохновение, и талант, но без техники — никуда.
(К слову — о станках. Насколько приятно работать с текстовым редактором компьютера — это не может почувствовать человек, который не печатал свои труды на обычной пишущей машинке. Word и заглавную букву поставит, и двойные буквы уберет, и шрифты выделит, а переставить абзацы — проще простого! Благодать! А есть еще и спеллинг — проверка ошибок! Ну, просто мечта идиота!)
Можно говорить о том, что Муза капризна, что ей не прикажешь сидеть в гостях долго: «немножко посидела — и ушла». Но если отточена техника работы со словом — с Музой проще общаться, вдохновение сразу ложится на бумагу (или в компьютер).
Меня восхищают такие строки:
Сколько их в чащах,
Сколько их в кущах
Рёвом ревущих,
Рыком рычащих,
Сколько бегущих,
Сколько лежащих —
В дебрях и кущах,
В рощах и чащах!
(В.Высоцкий, «Заповедник»)
Если мне не изменяет память, такие «игрушки» были и у Блока (из того, с чем я знаком).
А музыка стиха?
Гуляй, рванина! Сыпь, суббота,
Свое святое серебро!
А. Макрецкий «Пошехонский мотив»
Вслушайтесь в звучание выделенных слов: в них звук пересыпаемой с ладони на ладонь мелочи! Шуршаще-свистяще-звенящий звук! (Когда я сказал Алексею, он ответил: «А я даже не задумывался об этом!»).
Или еще:
Так ползет моя телега,
Тупо топают копыта…
А. Макрецкий «Телега»
Четыре буквы Т в одной строке создают ощущение полной безнадежности!
Такое возможно только при свободном владении словом!
А разные стили? Например, подражание японским поэтам:
Юные годы текли,
Словно малага, тягуче,
Нынче бегут, словно водка:
Горько, бесцветно и быстро,
Больно стуча по рогам.
А. Макрецкий «Танки к пьянке»
А пародии:
«В рифмах тоже не дурак,
Я рискнул и начал так:
Ты горнячка — я горняк,
Ты гордячка — я гордяк…»
А. Макрецкий «Газманизмы»
А как мастера мистификаций для разыгрывали своих современников (один из самых известных розыгрышей такого рода — Черубина де Габриак)!
Иногда поэты (а может быть, издатели?) устраивают своеобразное соревнование, точнее — показательное выступление. Так, в 1999 году в издательстве Матвея Черного (Израиль) вышел сборник «Левантийская корона», в котором собраны венки сонетов 14 стихотворцев. Вот где можно увидеть, как поэт владеет словом (и мыслью)!
Ювелирное владение словом — это как огранка для алмаза: талант начинает играть всеми красками, за каждой фразой появляется бездна образов!
Что остается нам, смертным? Завидовать! И стараться овладеть тайнами ремесла!