Современная общественная культура, перемешанная с опытом человечества, даёт на выбор целый букет всевозможных религиозных течений, сект, философских учений и научного познания бытия. Зачастую духовный путь личности определяется общественными или национальными факторами, по сути, не оставляя человеку право выбора. Трудно, будучи рожденным в Саудовской Аравии, придерживаться католического или протестантского вероисповедания.
Но что же делать тем, кто не может принять ни одну религию в её общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?
Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. Около двух лет она жила в вигваме, изучая быт индейцев. Перебравшись в Техас, она начала укрощать дикую жизнь Запада, полную приключений, достойных настоящего вестерна. Дальше мистическая Африка. Блаватская углубилась в изучение египетской магии и оккультизма. Любопытство и тяга к познанию закинули её на край света, в Папуа. Там Блаватская решает отказаться от благ цивилизации и примыкает к племенному сообществу. Прожив год папуаской жизнью, она чуть не вышла замуж за местного аборигена. Но всё та же тяга заставила её двигаться дальше, в страну слонов и шахмат. Индия всегда была слабостью Елены Петровны. Рада-Бай — будут называть её позже, когда вся Индия, да и весь мир узнает эту великую женщину.
В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество. Теософия — это божественная мудрость, мудрствование о Боге, необуддизм, синтез мистического богопознания и рациональной философии. То, что так страшно и непонятно звучит, может быть упрощено до трёх основных канонов этого учения:
1. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
2. Сравнительное изучение религий, науки и философии.
3. Исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека.
Блаватская издала множество трудов, в которых занималась сравнением всех ныне существующих жизненных опор. Она логическим путём доказывает родство всех религий мира. Указывает единственный источник всех ответвлений. Она отдельно рассматривает каждое и открыто повествует о положительных и отрицательных сторонах учения. Наука, религия и философия говорят нам об одном и том же. Вот пример симбиоза научного опыта и религиозного: В Библии сказано, что Бог создал мир за семь дней. В первый день Бог сотворил небо и землю, во второй отделил воду от суши, на третий день — создал растения, на четвёртый — звёзды, а к седьмому дню его великая работа была полностью закончена. Так вот, недоверие к Библии у некоторых людей начинается именно с первых стихов Ветхого завета. Человек понимает, что за семь дней создать всё, что его окружает, просто невозможно! Но Блаватская находит практически научное объяснение семидневной работе Бога. Ответ хранят индуизм и Будда. Дело в том, что один день жизни Будды — это четыре миллиарда триста двадцать миллионов земных лет. Вполне вероятно, что за семь таких дней Бог закончил конструирование нашей вселенной. Эти цифры совпадают с предположительными расчётами учёных, только Богом они называют эволюцию.
Теософия — это эзотерическое учение, то есть, учение для посвящённых. Для тех, кто видит пробелы в Библии и не ходит к священникам. Грешники не могут отпускать грехи грешникам. Блаватская оставила современности глубокое познание религии, философии, науки, дав шанс человечеству окрепнуть и объединиться. Объединить мировые религии, избавившись от стереотипов и коррумпированности внутри них. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
Самое большое количество теософистов — в Индии и Северной Америке. Но в целом, общество немногочисленно и практически никем не поддерживается. Идея всеобщего братства остаётся утопией, в то время как религии продолжают дробиться, приближая новые войны.